Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 4

Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приемы:

Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;

Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции;

Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков;

Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например, веток деревьев, скворечника, чайника и т.д.

Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза.

При этом важно, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решают композицию своей иллюстрации.

В учебнике В.С. Кузина объяснение последовательности выполнения иллюстрации для первоклассников происходит следующим образом:

"Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого - небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее - проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, тёмное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства. А в начале рассмотри на странице учебника, как эти средства используют известные художники и твои ровесники.

И помни - всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях".

Очень важную роль в процессе обучения младших школьников иллюстрированию играет использование разнообразных форм работы с иллюстрацией.

Известно, что легче рассмотреть картинки, чем прочитать текст. Хорошая иллюстрация позволяет читателю заинтересоваться текстом. Чем глубже художник понимает текст, тем более его иллюстрации имеют детальных различий с ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, является эмоциональное переживание ребенком в процессе иллюстрирования, включающие в себя три наиболее существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения; эмоциональное переживание от самого процесса иллюстрирования; общее эмоциональное состояние ребенка.

Педагог должен учитывать возрастные особенности школьников при обучении иллюстрированию. Учителю важно знать и предупреждать все типы ошибок в иллюстрациях детей (логические, конструктивные, композиционные, технические).

Показ на уроках иллюстрирования работ художников не приводит к механическому срисовыванию готовых композиций, а, наоборот, способствует конкретизации и, обогащению зрительных представлений и образов учащихся, ведь их творчество основывается на реальности.

На наш взгляд, наиболее эффективный порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащихся и процесс работы над ее композицией следующий (Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов):

Вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок,

Выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования;

Обдумывание композиции иллюстрации;

Наблюдение окружающей жизни в связи с темой, наброски с натуры;

Выполнение эскиза иллюстрации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных формирований
Четкая обоснованная и масштабная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного объединения. Цели клубных объединений социально детерминированы и должны быть квалифицированно «переведены» на педагогический язык должны воплотиться в детальную программу педагогических действий. Общественная значимость клубного объединения зависит от идеологической и культурной ценности занятий, интерес к ко ...

Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, с ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru