Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приемы:
Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;
Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции;
Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков;
Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например, веток деревьев, скворечника, чайника и т.д.
Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза.
При этом важно, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решают композицию своей иллюстрации.
В учебнике В.С. Кузина объяснение последовательности выполнения иллюстрации для первоклассников происходит следующим образом:
"Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого - небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее - проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, тёмное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.
Используй и ты эти средства. А в начале рассмотри на странице учебника, как эти средства используют известные художники и твои ровесники.
И помни - всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях".
Очень важную роль в процессе обучения младших школьников иллюстрированию играет использование разнообразных форм работы с иллюстрацией.
Известно, что легче рассмотреть картинки, чем прочитать текст. Хорошая иллюстрация позволяет читателю заинтересоваться текстом. Чем глубже художник понимает текст, тем более его иллюстрации имеют детальных различий с ним.
Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, является эмоциональное переживание ребенком в процессе иллюстрирования, включающие в себя три наиболее существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения; эмоциональное переживание от самого процесса иллюстрирования; общее эмоциональное состояние ребенка.
Педагог должен учитывать возрастные особенности школьников при обучении иллюстрированию. Учителю важно знать и предупреждать все типы ошибок в иллюстрациях детей (логические, конструктивные, композиционные, технические).
Показ на уроках иллюстрирования работ художников не приводит к механическому срисовыванию готовых композиций, а, наоборот, способствует конкретизации и, обогащению зрительных представлений и образов учащихся, ведь их творчество основывается на реальности.
На наш взгляд, наиболее эффективный порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащихся и процесс работы над ее композицией следующий (Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов):
Вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок,
Выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования;
Обдумывание композиции иллюстрации;
Наблюдение окружающей жизни в связи с темой, наброски с натуры;
Выполнение эскиза иллюстрации;
Похожие статьи:
Содержание математических представлений детей 6 года жизни
Дети шестого года жизни – это возраст начала развития интереса к математическим знаниям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формирование представлений об отношении целого и части. Им интересно знакомство с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов. У них развивается умение видеть принадлежность части целому предмету, понятие мерки для деле ...
Декоративно-прикладное искусство в системе
дополнительного образования
Образовательный блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой ПРИРОДОЙ, определяя ученику место ТВОРЦА и СОЗДАТЕЛЯ, способного созидать и создавать. Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «И ...