4) развитие путем рассуждения способов действия;
5) дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, разработке альтернативных способов действия.
Первая и вторая ступень часто сливаются в одну: затруднение может ощущаться с достаточной определенностью. Для нас неважно, разделены они или слиты, главное- сомнение или проблема. Когда проблема чрезвычайно запутана, в первую очередь мы получаем эмоциональное раздражение, толчок. В таком случае необходимо наблюдение для анализа проблемы. Третий фактор- представление или предположение:
а) представление или предположение является центром умозаключения; оно заключает в себе переход от того, что дано, к тому, что отсутствует. На основании этого делается вывод;
б) возникший в представлении вывод сохраняется для опыта, проверки и составляет идею. Синонимами для него являются предположение, догадка, гипотеза и (в разработанном виде) теория. Вероятность действия зависит от наличия альтернатив. Разработка альтернатив является важным фактором рефлективного мышления.
На этом этапе рассматриваются скрытые связи между идеей и проблемой путем рассуждения.
Последней ступенью является экспериментальная подтверждение или проверка идеи, основанной на предположении. До момента принятия идеи заключение гипотетично.
Наблюдение фигурирует на первой и последней ступени акта рефлективного мышления. Таким образом, схема рефлективного мышления цик-лична.
В результате сосредоточения на самом себе рефлексирующее существо становится способным развиваться. Кроме того, рефлексия является одним из механизмов развития профессиональной деятельности, которое может происходить в процессе профессиональной подготовки. Ориентация человека на развитие профессиональной деятельности или ее изменение происходит лишь в результате рефлексивного анализа предыдущего опыта.
Именно рефлексия как способность индивида занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к субъекту позволяет анализировать, осмысливать и оценивать ее эффективность, прогнозировать дальнейшее развитие.
К проблематике рефлексии обращались практически все ведущие психологи. В данном исследовании мы остановились на некоторых положениях, которые являются наиболее важными в контексте нашего подхода.
В психологической литературе рефлексия понимается как психический механизм, обеспечивающий существование человеческой деятельности. Наиболее традиционными являются следующие понимания рефлексии:
- «осмысление, познание себя и своей деятельности, своих сильных и слабых сторон»;
- «родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознаний на самого себя, свой внутренний мир и свое место во взаимоотношении с другими людьми, на формы и способы деятельности».
Соответственно механизм рефлексии не сводится к наличествующим у человека мышлению, сознанию, самосознанию, воле, логичности и другим психическим механизмам. Рефлексия интегрирует все психические функции для достижения базовой цели- обеспечения существования человеческой деятельности как одного из источников существования самого человека. Из психологического подхода следует, что рефлексия- это «внутренняя часть деятельности, психологическая ее часть, ее предпосылки заложены природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратной связи- рефлексов, но до становления полноценной рефлексии психика человека должна пройти определенный путь.
Похожие статьи:
Особенности объёма зрительного внимания
Данное задание вызвало у детей особые затруднения, так как для того что бы успешно справиться с этим заданием детям было нужно не только внимательно смотреть на образец, но и запоминать расположение точек в клетках, что значительно усложняло задачу. Проведём более подробный анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования уровня сформированности объёма зрительного внимания у детей до ...
Психофизиологические основы развития речи
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. "Внешняя речь, - писал Л. Выготский, - есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация". Психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Однако и ...