И.Кант рассматривает рефлексию в связи с исследованием оснований познавательной способности. Он считает рефлексию «состоянием души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено. До всякого дальнейшего обращения со своими представлениями мы должны решить вопрос: к какой познавательной способности они принадлежат? Кто связывает или сравнивает их- рассудок или чувственность? Нередко мы принимаем суждения по привычке или связываем их под влиянием своих склонностей; но так как этому не предшествует никакая рефлексия или по крайней мере она не следует за ним с целью критики, то считается, что такие суждения имеют свой источник в рассудке. Не все суждения нуждаются в исследовании, то есть в направлении внимания на основания их истинности: если они непосредственно достоверны, то нельзя привести никакого более очевидного признака истинности их, чем тот, который они сами выражают. Но все суждения и даже все сравнения нуждаются в рефлексии, то есть в различении той познавательной способности, к которой принадлежат данные понятия».
Гегель подчеркивает, что индивидуальное сознание и самосознание не могут быть поняты из самих себя. Лишь через отношение к другим индивидуальный субъект существует для себя как Я.
Рефлексия предполагает выход за пределы индивидуального сознания: признание себя в других составляющих общество индивидах и вместе с тем объективизацию человека в предметах творимого им мира культуры (В.А.Лекторский).
Таким образом, в философии Гегеля рефлексия фактически представляет собой движущую силу развития духа.
В своей книге «История философии» Фейербах, анализируя философию Гегеля, пишет: «Рефлексия - внимание к тому, что есть в нас. Таким образом, в нас сосредоточены: бытие, единство, субстанция, длительность, изменение, деятельность, удовольствие и множество других объектов наших интеллектуальных идей.
Бели бы интеллектуальные идеи привносились извне, то мы должны были бы находиться вне себя, поскольку идеи разума или рефлексии мы извлекаем из самого нашего духа . Поэтому весьма часто познание природы предметов есть не что иное как познание природы нашего духа и наших врожденных идей».
Рефлексию он определяет как «следствие внутреннего самосознания духа, а отнюдь не основание его».
Особую значимость имеет для нас позиция Дж.Дьюи, который обосновал положения современного рефлексивного обучения. Он считает, что рефлексия начинается в положении, которое достаточно ясно может быть названо положением на распутье, положение двойственное, представляющее дилемму, предлагающее альтернативы. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум .Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» .
Дьюи_анализирует полный акт рефлективного мышления и выделяет пять отдельных логических ступеней:
1) чувство затруднения;
2) его определение и определение его границ;
3) представление о возможном решении;
Похожие статьи:
Понятие здорового образа жизни
Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому. Народная пословица Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственый уровень ...
Виды общения
В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение – это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного о ...