Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Страница 4

Знакомство с психологией рефлексии позволяет говорить нам о ней как об особой реальности, в рамках которой человек приобретает опыт личностного осмысления своего профессионального опыта. Рефлексия как бы приостанавливает процесс жизни, дает возможность человеку выйти из нее «для занятия позиции над ней и выработки соответствующего отношения к ней» .

При этом важно подчеркнуть, что запуск рефлексии осуществляется при возникновении затруднения в деятельности, не позволяющего достигнуть желаемого результата. Данная ситуация потенциально может иметь два выхода:

- использование предыдущего опыта (своего или чужого) в осуществлении аналогичной деятельности, и тогда предписания по задействованию образцов выхода из аналогичных трудностей позволяют снять проблему;

- если аналогов производимой деятельности в прошлом опыте нет, то создается план будущей деятельности, однако этот план может быть выработан только на основе анализа прошлого опыта.

Последний вариант требует выхода индивида из своей позиции в новую, «внешнюю как по отношению к прежним, уже выполненным деятель-ностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности». Это называется рефлексивным выходом, а саму новую позицию деятеля- рефлексивной позицией. В такой схеме прежние деятельности выступают в качестве материала анализа, а будущая деятельность- в качестве проектируемого объекта.

Рефлексия находит свое выражение в так называемой нормальной двойственности сознания, когда индивид по отношению к самому себе одновременно выступает и как объект рефлексии (как «я-исполнитель») и как ее субъект (как «я- контролер»), который регулирует собственные действия и поступки. Важно, однако, заметить, что рефлексивный анализ не является процессом, замкнутым в каком- то чисто индивидуальном пространстве самосознания; напротив, способность человека рефлексивно отнестись к самому себе и своей деятельности есть результат освоения (интериоризации) личностью отношений между людьми (Л.С.Выготский). Лишь на основе взаимодействия с другими людьми, когда человек старается понять мысли и чувства другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе. Без рефлексии невозможно установление правильных отношений с другими людьми. Важно отметить, что рефлексия- это реконструкция в собственном сознании элементов внутреннего мира других людей, то есть понимание их (Ю.Н.Кулюткин). Рефлексия является проявлением активности субъекта в познании других людей. Исследуя рефлексию в процессах общения, ряд авторов рассматривает ее как «процесс зеркального отражения» людьми друг друга (Г.МАндреева), как отражение внутреннего мира партнера по взаимодействию (Г.С.Сухобская).

В рамках нашего исследования особый интерес представляет понимание рефлексии как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно- конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее, социокультурному окружению».

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что выделенные методологические основы отражают взаимосвязанные, но не тождественные стороны рефлексии. В первом случае речь идет в большей степени о когнитивной функции рефлексии (о формировании представлений о себе, о другом человеке, задаче и тому подобное). Во втором внимание фиксируется на рассмотрении рефлексии, которая предполагает формирование эталонов оценки, выработку критериев, нормативов собственной деятельности. В третьем случае акцентируется внимание на культивировании собственной индивидуальности, саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Эффективность активных методов и форм обучения
Активные методы и формы обучения — это методы и формы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение — предполагает использование такой системы форм и методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деяте ...

Влияние среды приюта на игровую деятельность
В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям необходимы разнообразные ролевые атрибуты: руль, бинокль, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru