• уроки изучения нового учебного материала;
• уроки формирования и усовершенствования умений и навыков;
• уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков;
• уроки обобщения и систематизации знаний;
• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
• комбинированные уроки.
Вопрос выбора типа и, соответственно, структуры урока (его составляющих, шагов, которые надо осуществить для достижения дидактической цели) требует тщательного обдумывания и учета таких условий:
1) содержание учебного материала,
2) возраст учеников,
3) место конкретного урока в системе уроков по определенной теме,
4) дидактических возможностей и функций разных методов и учебных технологий.
То есть сначала учитель определяет, что планирует сделать, а потом — как и какими средствами.
Коротко остановимся на характеристике каждого типа уроков.
Уроки изучения нового учебного материала. Целью этого типа уроков является овладение учениками новым материалом и новыми способами деятельности. Наиболее эффективно процесс усвоения новых понятий, умений и навыков осуществляется учениками во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.
Уроки формирования и усовершенствования умений и навыков. На уроках этого типа решаются такие дидактические задачи:
а) повторение и закрепление усвоенных прежде знаний по применению уже сформированных умений и навыков;
б) формирование новых умений и навыков;
в) контроль за изучением нового учебного материала и усовершенствованием знаний, умений и навыков.
Уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков предусматривают наличие у учеников определенного количества предварительно усвоенных знаний, умений и навыков, которые путем последовательного решения учениками учебных задач ведут к достижению дидактической цели.
Уроки обобщения и систематизации знаний. Уроки этого типа направлены на решение двух основных дидактических задач:
а) проверку и установление уровня овладения учениками основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;
б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для:
а) контроля за уровнем усвоения учениками теоретического материала, сформированностью умений и навыков;
б) коррекции усвоенных учениками знаний, умений и навыков.
Структура урока, то есть последовательность его частей и элементов, зависит прежде всего от цели и содержания урока и не может строиться стихийно. Тем не менее, не может быть и универсальных схем, пригодных для всех случаев организации обучения.
Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная система имеет много недостатков. Наиболее существенными из них есть: ориентированность на среднего ученика; часто высокая сложность обучения для слабых учеников за счет темпа и содержания обучения; невозможность полной реализации в учебном процессе индивидуальных особенностей учеников. Поэтому в XX в. к уроку добавились такие формы, как консультации, зачеты, семинары, практические занятия и т.п Попытки усовершенствовать и сам урок как специфическую форму организации учебно-воспитательного процесса не прекращаются с момента его изобретения. В истории педагогики было разработано и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как бел-ланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, лабораторная система (Дальтон-план).
Бел-ланкастерска система обучения была разработана А. Беллом и Дж. Ланкастером в 1798 году и широко применялась в школах Англии и Индии для обучения большого количества учеников одним учителем. Состояла в том, что старшие ученики учили младших. Не приобрела распространение из-за низкого качества обучения.
Похожие статьи:
Анализ опытно – экспериментальной работы
Экспериментальная база нашего исследования – ДОУ № 17 г. Армавира Краснодарского края. Экспериментальная группа – дети старшего дошкольного возраста с замедленным психическим развитием: Испытуемый № 1 : Беляко Данил 5 лет 11 мес. Испытуемый № 2: Корташёв Руслан 6 лет 1 мес. Испытуемый № 3: Иванов Данил 5 лет 7 мес. Испытуемый № 4: Корх Андрей 6 лет Испытуемый № 5: Пипеляев Дима 5 лет 9 мес. Экспе ...
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей ...