Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Страница 3

Батовская система обучения состояла в объединении групповой и индивидуальной форм обучения. Использовалась в американских школах в конце XIX в. Кроме обычных уроков, учитель и его помощник проводили индивидуальные занятия как с наиболее сильными так и с отстающими учениками. Маннгеймская система возникшая в конце XIX в. в Европе, ее основатель Й.Зиккенгер предлагал создавать четыре разных класса в зависимости от способностей детей: классы иностранных языков для наиболее способных, основные для детей со средними способностями, классы для слабых и умственно отсталых учеников. Отбор в такие классы должен был происходить на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. Предполагалось, что ученики, учась успешно, будут иметь возможность переходить из более слабого в более сильный класс. Тем не менее, как показала практика, учебная программа и заниженные требования навсегда привязывали ученика к классу, в который он попал.

Лабораторная система (Дальтон-план) возникла в 1905 году в США. Целью этой формы организации обучения было приспособление темпов обучения к возможностям и способностям каждого ученика. Дети работали индивидуально, по полученной от учителя задаче на год. Модификация Дальтон-плана в России называлась бригадно-лабораторный метод.

В советские времена в России значительное внимание отводилось разработке новых типов урока, усовершенствованию его структуры и основных элементов такой структуры.

Велись, хотя и не так активно, поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учеников, которых в современной дидактике выделяют четыре:

• парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);

• групповая (учитель одновременно учит весь класс);

• кооперативная (коллективная) (все ученики активны и учат друг друга);

• индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, подбирая те или другие способы организации усвоения учениками знаний (методы, технологии).

В современной школе существуют 3 основных модели обучения. Я.Голант в середине XX в. выделял активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учеников в учебной деятельности .

Понятно, что термин «пассивная» является условным, поскольку любой способ обучения обязательно предусматривает определенный уровень познавательной активности субъекта — ученика, иное достижение результата, даже минимального, невозможно. В такой классификации, Я. Голант скорее использует «пассивность» как определения низкого уровня активности учеников, преимущественно репродуктивной деятельности при почти полном отсутствии самостоятельности и творчества.

К этой классификации современные педагоги добавляют интерактивное обучение как определенную разновидность активного, которое имеет свои закономерности и особенности.

Рассмотрим особенности данных методов обучения.

1. Пассивная модель обучения

Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воссоздать материал, переданный нему учителем, текстом учебника и т.п. — источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизведение во время опроса учеников). Ученики, как правило, не общаются между собою и не выполняют каких-то творческих задач.

2. Активная модель обучения

Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задачи, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задачи (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, что развивают творческое мышление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Психологический и педагогический подходы к пониманию саморазвития
Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионально ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru