Во внеклассной работе можно использовать разнообразные активные формы обучения биологии: деловые и имитационные игры, групповая форма (работа в малых группах над определенными проблемами, проблемными задачами, ситуациями, заданиями). Рассмотрим использование активной формы организации обучения (игра) на примере занятия кружка по теме «Птицы».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, закрепление основных понятий и терминов, проверка умения распознавать птиц, строить заключения. Развивать коммуникативные способности, умение сравнивать и обобщать; соотносить научные факты, устанавливать причинно-следственные связи. Корректировать представление о признаках (с помощью наглядности).
Задачи:
Образовательная: обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности птиц, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека.
Развивающая: закрепить и проверить умение узнавать изученных птиц, применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения приобретать знания самостоятельно.
Воспитательная: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, формирование научного мировоззрения, экологическое, нравственное (меры охраны), эстетическое (красота животных), формировать умения работать в коллективе.
Методы и методические приемы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).
Оборудование: таблицы "Внешнее строение птицы", "Внутреннее строение птицы", выставка книг и рисунков, скелет голубя, чучело голубя, "волшебная котомка" (с мандарином и киви), магнитофонные фонограммы с записью голосов птиц, доска с магнитами, раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Вступительное слово руководителя кружка
(Звучит фонограмма с записями пения птиц.)
Как прекрасна наша Родина! В любое время года она очаровывает глаз то яркими красками лета или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны . Но самый прекрасный уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы! Неотъемлемой частью лесов, лугов, степей являются птицы. Они лучшее украшение парков, садов; своим яркой окраской, звонкой песней они делают природу радостной и приятной.
Сегодня мы проведем заседание кружковцев по теме "Птицы". Мы вспомним, каких именно существ назвали птицами, каково внешнее и внутреннее строение птицы, что они едят, где живут, особенности их поведения, разнообразие птиц.
Наше заседание пройдет в форме игры. У нас есть две команды – мальчиков и девочек: "Черный голубь" и "Белая голубка", такие своеобразные стайки птичек. Птицы, как и люди, имеют разный характер: встречаются ловкие и медленные, хитрые и жадные, дружные и веселые, иногда даже можно встретить и драчунов.
У наших игроков можно проследить разные характеры, но во время игры и в дальнейшей школьной жизни вы должны понять, что людям, как и птицам, легче жить, когда они - команда.
2. Выбор кружковцами команды и капитана команды
Теперь в каждой из команд есть свой капитан.
Инструктаж о правилах игры
1. Игра будет состоять из 9-ти геймов.
2. Если вопрос будет требовать обсуждения - команде на него дается минута, после чего кто-то один из команды отвечает.
3. Если вопрос требует немедленного ответа - я вызову кого-нибудь из команды, кто поднял руку.
4. Если команда не отвечает или дала неверный ответ, право ответить дается второй команде.
Похожие статьи:
Рекомендации по совершенствованию работы директора школы
Итак, как мы выяснили, работа директора школы является добросовестной и качественной. Имидж директора школы на высоком уровне. Директор данной школы является позитивным и справедливым человеком. Отношения между персоналом являются практически бесконфликтными, а то во многом заслуга директора школы. Именно она выбирает персонал, а также не создает ситуаций для конфликтов (справедливость в распреде ...
Понятие о технологии педагогического
общения
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания) имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися вн ...