Решить проблему облегчения доступа для детей к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о ЗБР. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал не всегда проявится в будущем.
Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Возможность использования опыта трудных, критических ситуаций, по мнению Ф.Е. Василюка, создает возможность для личностного роста человека. М. Кляйн утверждал, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает ребенку почувствовать, что он может справиться с тревожным состоянием. А полное отсутствие конфликта лишает ребенка возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго и способности к творческой деятельности. Итак, наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, взывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним из важнейших условий становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. Как отмечал Э. Фромм, у педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь, то есть взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психологического здоровья Взрослые должны создавать все условия для развития творческого воображения у детей. Также педагоги должны понимать роль театрализованной деятельности в этом процессе. Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задания создать новый образ, сделать его самостоятельно.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально-игровое творчество, театральные постановки, театрализованные игры и тд.
Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством.
По мнению С.Н. Томчиковой, театральная деятельность дошкольников- это специфический художественно-творческий процесс, где дети осваивают доступные средства сценичного искусства, и согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего восприятия детей: у них развивается художественный вкус, творческие способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.
Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Было установлено, что театральные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах.
Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольном учреждении является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того, чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами.
Похожие статьи:
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка. Носителем соц ...
Научно-педагогические требования к компьютерным учебным пособиям
В последнее время появляется огромное количество более или менее удачных компьютерных и мультимедийных продуктов, где практически всегда отсутствуют методические материалы по их использованию. Такие компьютерные учебные продукты, как утверждает Розов Н.Х. в своей статье, не являются полноценными компьютерными продуктами. Разработка учебного пособия должна производиться по блокам, или модулям. Так ...