В психолого-педагогической литературе прошлых лет режиссерская игра не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В режиссерской игре ребенок создает предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью “созрел” для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, притязаний. У детей 4-5 лет содержание режиссерской игры разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используется реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. У детей 6-6 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.
Как подчеркивает Е. Гаспарова, на протяжении дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Следует также отметить влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же такое “изобразительная деятельность” ? Прежде всего – это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое отношение к нему, живут в рисунке.
Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, раскрыть особенности его мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, памяти, речи, мелкой моторики. Рисуя, ребенок думает, анализирует, соизмеряет, сравнивает, сочиняет, воображает.
Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминаниями знакомого ему графического образа. Постепенно такое воображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить с своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей и т. д. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование как игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, оригинальность) не возникают спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к “навязыванию” ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы на их основе создавать новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же работу с ними не проводить, то воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Похожие статьи:
Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения. Проблема выбора
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Дело, безусловно, актуальное и важное, дающее возможность достигнуть нового, современного качества образования, совместить потребности общества и возможности шк ...
Особенности выбора профессии у старшеклассников
Жизненный план - понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно "перепрыгивать" через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ...