Основываясь на этих данных, а также учитывая особенности общения детей с псевдобульбарной дизартрией, причины его нарушения, мы составили и апробировали систему логопедической и педагогической коррекции, направленную на формирование коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Тем самым, мы решили третью задачу нашего исследования.
Решая четвертую задачу исследования, мы разработали научно-методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
На контрольном этапе эксперимента мы отметили увеличение количества положительных выборов и уменьшение количества отрицательных у некоторых детей, что свидетельствует о расширении круга общения этих детей, а следовательно – о возрастании уровня владения коммуникативными умениями и навыками. Кроме того, если до коррекционной работы в статусных категориях исследуемой группы выделялись «принятые», «непринятые» и «изолированные» дети, то после – только «принятые» и «непринятые».
Вследствие того, что большее количество детей находились в неблагоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений, как и до коррекционной работы, оказался низким. В результате повторного обследования мы зафиксировали увеличение социометрического статуса у двух детей, что привело к изменению уровня сформированности коммуникативных навыков.
Кроме того, на контрольном этапе эксперимента мы отметили, что возрос коэффициент взаимности в связи с увеличением общего количества положительных выборов и взаимовыборов. В результате проведения повторной беседы, мы увидели, что после коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией мотивы выбора партнера для общения изменились: появились дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его нравственные качества, тогда как в начале эксперимента дети выделяли только общее положительное отношение к сверстнику, не опираясь на его положительные качества.
Таким образом, в результате проведения коррекционно-логопедической работы произошло расширение круга общения у двух детей, улучшение статусного положения одного ребенка, увеличение социометрического статуса у двух детей и уровня сформированности коммуникативных навыков – у одного ребенка. Помимо этого, возрос коэффициент взаимности в исследуемой группе, в лучшую сторону изменились мотивы выбора партнера для общения. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Однако она недостаточно высокая, что обусловлено структурой речевого дефекта, наличием тяжелых двигательных расстройств, отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы, нарушениями формирования личности, коммуникативной стороны речи, а также ограниченным сроком коррекционной работы, которая проводилась во время нахождения детей в Центре реабилитации.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией будет протекать более эффективно, если он строится на принципах дифференциации и индивидуализации; осуществляется мотивация продуктивной коммуникативной деятельности посредством создания мотивирующей среды; обеспечивается единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности при включении дошкольников в практико-ориентированную коммуникативную деятельность; реализуется организационно-методическое обеспечение, основанное на поэтапном формировании у дошкольников коммуникативных навыков и отношения к себе как к субъекту коммуникативной деятельности.
Похожие статьи:
Задание по выбору
Название мероприятия: отрядная газета. Обоснование выбора мероприятия: развитие творческих способностей, сплочение коллектива. План мероприятия: Отряд делится на равное количество участников по 5 человек (4 команды). Вожатый объясняет задание (выдает задание написанное на листах бумаги) и засекает время. 30мин. Дети придумывают название газеты, рубрик. Делятся в соответствии с заданием. 1час. Дет ...
Невербальные средства общения
Невербальные средства общения изучают следующие науки: · кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт); · просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса); · токесика (тактильные взаимодействия); · проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения). Большинство исследователей ра ...