Диаграмма 2. Уровень развития коммуникативных навыков до и после проведения коррекционной работы
Условные обозначения: 1 – очень низкий уровень развития коммуникативных навыков, 2 – низкий, 3 – средний, 4 - высокий.
Таким образом, из диаграммы видно, что у одного ребенка из группы уровень развития коммуникативных навыков увеличился: у Андрея Т. он возрос с очень низкого до низкого. У трех детей уровень развития коммуникативных навыков остался низким (Андрей Т., Ваня К., Даша О.), у одного ребенка средним (Кристина П.)
Диаграмма 3. Уровень развития коммуникативных навыков до коррекционной работы
Диаграмма 4. Уровень развития коммуникативных навыков после коррекционной работы
Как видно из диаграммы 3, у 20% детей до коррекционной работы был зафиксирован очень низкий уровень развития коммуникативных навыков, у 60% низкий, у 20% детей средний уровень, в то время как после коррекционной работы у 80% детей оказался низкий уровень развития коммуникативных навыков, у 20% средний, очень низкого уровня зафиксировано не было, что свидетельствует о положительной динамике в развитии коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией после проведения коррекционно-логопедической работы.
4. Коэффициент взаимности.
На основании числа взаимных положительных выборов и общего количества положительных выборов мы определили, что коэффициент взаимности после коррекционной работы равен 42%, что может рассматриваться как положительный показатель, так как он больше 20%. Таким образом, после коррекционной работы коэффициент взаимности возрос на 2% в связи с увеличением общего количества положительных выборов и взаимовыборов на 2 выбора.
5. Критерии выбора партнера для общения.
В результате проведения повторной беседы, мы увидели, что после коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией мотивы выбора партнера для общения изменились: появились дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его нравственные качества («Она - веселая», «Он - добрый») (Ваня К., Кристина П.), тогда как в начале эксперимента дети выделяли только общее положительное отношение к сверстнику («Я ее люблю»), не опираясь на его положительные качества. Несколько детей мотивировало свой выбор интересом к совместной деятельности («Я хочу с ней играть») (Алеша К., Даша О.), несколько уменьшилось количество детей без осознанного мотива выбора, которые сразу не могут объяснить причин своего положительного или отрицательного отношения к партнеру по общению (Андрей Т.) У большинства детей критерий отрицательного выбора по-прежнему был мотивирован плохим поведением ребенка («Он дерется», «Она щиплется») (Алеша К., Даша О.) Несколько детей выделили общее отрицательное отношение к сверстнику («Я ее не люблю», «Он плохой») (Ваня К., Кристина П.)
В начале проведения эксперимента мы определили, что основными причинами изоляции детей с псевдобульбарной дизартрией являются: ограниченность речевых возможностей, неразборчивость речи; отставание в психофизическом развитии, тяжесть двигательной патологии. После проведения коррекционной работы мы увидели, что у детей, у которых возрос уровень речевых возможностей, соответственно возрос и социометрический статус.
В завершении своей работы нам хотелось бы дать несколько рекомендаций для родителей, воспитывающих и обучающих ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Рекомендации для родителей.
Стимуляция речевого развития у детей в семье тесно связана с развитием предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Ребенка учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение значений слов. Игрушки оказывают большое влияние на развитие ребенка. Они помогают и общению, и развитию действий, и психическому развитию, и общему состоянию малыша. Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия.
Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать действиям и речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, особенно находящихся на начальных этапах речевого развития. Требования типа «скажи», «повтори» могут вызвать у детей повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, способствовать возникновению страха речевого общения.
Похожие статьи:
Виды и приемы массажа, используемые в
логопедической практике
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а т ...
Проявление заикания у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста заикание развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического, физического состояния ребёнка, что и обуславливает достаточно сложную симптоматику данного речевого расстройства. Изменения в нервно-психическом состояния детей зачастую связаны не столько с появлением заикания, сколько с индивидуальными ...