Логические выражения разделяются на простые и сложные. В простых выражениях всегда используется лишь одно поле таблицы и не применяются логические операции. В сложных логических выражениях используются логические операции. Простое логическое выражение представляет собой либо имя поля логического типа, либо отношение (в математике говорят «неравенство»). Отношения для числовых величин сохраняют смысл математических неравенств; при вычислении отношений для символьных величин учитывается лексикографический порядок; даты сравниваются в порядке их календарной последовательности.
Основная проблема — научить учеников формальному представлению условий поиска в виде логических выражений. Например, от фразы «найти все книги, лежащие выше пятой полки» нужно перейти к логическому выражению: полка > 5; или условие «выбрать всех неуспевающих по физике» представить в виде: физика < 3; или вместо «выбрать все дни, когда шел дождь» получить: осадки = дождь.
Особое внимание надо обратить на использование полей логического типа в условиях поиска. Обычно к ним не применяются отношения. Логическое поле само несет логическое значение: «истина» или «ложь». Например, условие «выбрать всех учеников, посещающих танцы» представится одним именем логического поля: танцы.
Сложные логические выражения содержат в себе логические операции. Рассматриваются три основные операции математической логики: конъюнкция (и), дизъюнкция (или), отрицание (не).
Обычно при объяснении этого вопроса учитель отталкивается от семантического смысла высказываний на русском языке, содержащих союзы «и», «или», частицу «не». Например, высказывание: «Сегодня будет контрольная по алгебре И по физике» справедливо, если состоятся обе контрольные, и ложно, если хотя бы одна не состоится. Другое высказывание: «Сегодня будет контрольная по алгебре ИЛИ по физике» будет истинным, если состоится хотя бы одна контрольная работа. И, наконец, высказывание: «Сегодня не будет контрольной» истинно, если контрольная не состоится, т. е. если высказывание о том, что сегодня будет контрольная, оказывается ложным. Из подобных примеров учитель делает выводы о правилах выполнения логических операций: если А и В — логические величины, то:
А и
в истинно только в том случае, если истинны оба операнда;
А или
в ложно только в том случае, если ложны оба операнда;
Не
а меняет значение логической величины на противоположное: не истина — ложь; не ложь — истина.
Эти правила сводятся в таблицу истинности.
При переходе к составлению условий поиска в базах данных ученики нередко попадают в «ловушки естественного смысла». Например, задача формулируется так: из БД «Библиотека» получить сведения обо всех книгах Толстого и Тургенева. Абсолютное большинство учеников записывают это условие следующим образом: АВТОР = "Толстой" и АВТОР = "Тургенев"
Прозвучавший в задании союз «и» машинально переносится в логическое выражение. После этого учителю приходится объяснять, что автором книги не могут быть одновременно Толстой и Тургенев (как известно, соавторами они никогда не были). Поэтому в библиотеке нет ни одной книги, удовлетворяющей такому условию. Здесь следует применить логическую операцию «или»:
Автор = "толстой" или автор = "Тургенев" Тогда будет получена искомая выборка книг обоих авторов.
Операция «или» объединяет в одну выборку записи, удовлетворяющие каждому из условий. Операция «и» работает иначе: сначала выбираются все записи, удовлетворяющие первому условию, затем из отобранных записей выбираются те, которые удовлетворяют второму условию. В учебнике используется представление о порядке вырезания и склеивания записей при отборе по заданному условию поиска.
Переходя к работе с конкретной СУБД, учитель знакомит учеников с правилами формирования в ней команды запроса на выборку.
В СУБД Access для создания запросов используется конструктор запросов. Формируемая команда оказывается скрытой от пользователя. Работа с конструктором требует определенных навыков, которые следует отрабатывать на упражнениях. Целесообразно поступать следующим образом: выполнение любого задания на поиск данных в БД начинать с записи в тетради команды на языке гипотетической СУБД, а затем, перейдя в режим создания запроса на выборку, соответствующим образом заполнить поля конструктора.
В СУБД Access используется своеобразный табличный способ представления условий поиска. В ячейках таблицы конструктора запросов записываются условия, накладываемые на значения соответствующих полей. Условия, стоящие в одной строке, должны выполняться одновременно, т. е. соединены между собой операцией И; условия в разных строках соединены операцией ИЛИ. Таблица играет роль фильтра при отборе записей из БД: сначала отбираются записи, удовлетворяющие условиям первой строки, затем к ним добавляются записи, удовлетворяющие условиям второй строки, и т. д.
В ячейках конструктора условий отбора можно непосредственно записывать логические операции. Например, условие поиска в БД «Библиотека», представленное логическим выражением:
Похожие статьи:
Экологическое воспитание как актуальное направление
дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, фо ...
Анализ результатов исследования мотивационных
факторов выбора профессии у школьников
На данном этапе эксперимента мы провели работу по формированию мотивационных факторов у старшеклассников. Для этого мы провели серию занятий, план которых приведен в приложении 4. Занятия были направлены на формирование критериев, определенных в начале экспериментального исследования - познавательного интереса, самооценки склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональную напра ...