Логические выражения разделяются на простые и сложные. В простых выражениях всегда используется лишь одно поле таблицы и не применяются логические операции. В сложных логических выражениях используются логические операции. Простое логическое выражение представляет собой либо имя поля логического типа, либо отношение (в математике говорят «неравенство»). Отношения для числовых величин сохраняют смысл математических неравенств; при вычислении отношений для символьных величин учитывается лексикографический порядок; даты сравниваются в порядке их календарной последовательности.
Основная проблема — научить учеников формальному представлению условий поиска в виде логических выражений. Например, от фразы «найти все книги, лежащие выше пятой полки» нужно перейти к логическому выражению: полка > 5; или условие «выбрать всех неуспевающих по физике» представить в виде: физика < 3; или вместо «выбрать все дни, когда шел дождь» получить: осадки = дождь.
Особое внимание надо обратить на использование полей логического типа в условиях поиска. Обычно к ним не применяются отношения. Логическое поле само несет логическое значение: «истина» или «ложь». Например, условие «выбрать всех учеников, посещающих танцы» представится одним именем логического поля: танцы.
Сложные логические выражения содержат в себе логические операции. Рассматриваются три основные операции математической логики: конъюнкция (и), дизъюнкция (или), отрицание (не).
Обычно при объяснении этого вопроса учитель отталкивается от семантического смысла высказываний на русском языке, содержащих союзы «и», «или», частицу «не». Например, высказывание: «Сегодня будет контрольная по алгебре И по физике» справедливо, если состоятся обе контрольные, и ложно, если хотя бы одна не состоится. Другое высказывание: «Сегодня будет контрольная по алгебре ИЛИ по физике» будет истинным, если состоится хотя бы одна контрольная работа. И, наконец, высказывание: «Сегодня не будет контрольной» истинно, если контрольная не состоится, т. е. если высказывание о том, что сегодня будет контрольная, оказывается ложным. Из подобных примеров учитель делает выводы о правилах выполнения логических операций: если А и В — логические величины, то:
А и
в истинно только в том случае, если истинны оба операнда;
А или
в ложно только в том случае, если ложны оба операнда;
Не
а меняет значение логической величины на противоположное: не истина — ложь; не ложь — истина.
Эти правила сводятся в таблицу истинности.
При переходе к составлению условий поиска в базах данных ученики нередко попадают в «ловушки естественного смысла». Например, задача формулируется так: из БД «Библиотека» получить сведения обо всех книгах Толстого и Тургенева. Абсолютное большинство учеников записывают это условие следующим образом: АВТОР = "Толстой" и АВТОР = "Тургенев"
Прозвучавший в задании союз «и» машинально переносится в логическое выражение. После этого учителю приходится объяснять, что автором книги не могут быть одновременно Толстой и Тургенев (как известно, соавторами они никогда не были). Поэтому в библиотеке нет ни одной книги, удовлетворяющей такому условию. Здесь следует применить логическую операцию «или»:
Автор = "толстой" или автор = "Тургенев" Тогда будет получена искомая выборка книг обоих авторов.
Операция «или» объединяет в одну выборку записи, удовлетворяющие каждому из условий. Операция «и» работает иначе: сначала выбираются все записи, удовлетворяющие первому условию, затем из отобранных записей выбираются те, которые удовлетворяют второму условию. В учебнике используется представление о порядке вырезания и склеивания записей при отборе по заданному условию поиска.
Переходя к работе с конкретной СУБД, учитель знакомит учеников с правилами формирования в ней команды запроса на выборку.
В СУБД Access для создания запросов используется конструктор запросов. Формируемая команда оказывается скрытой от пользователя. Работа с конструктором требует определенных навыков, которые следует отрабатывать на упражнениях. Целесообразно поступать следующим образом: выполнение любого задания на поиск данных в БД начинать с записи в тетради команды на языке гипотетической СУБД, а затем, перейдя в режим создания запроса на выборку, соответствующим образом заполнить поля конструктора.
В СУБД Access используется своеобразный табличный способ представления условий поиска. В ячейках таблицы конструктора запросов записываются условия, накладываемые на значения соответствующих полей. Условия, стоящие в одной строке, должны выполняться одновременно, т. е. соединены между собой операцией И; условия в разных строках соединены операцией ИЛИ. Таблица играет роль фильтра при отборе записей из БД: сначала отбираются записи, удовлетворяющие условиям первой строки, затем к ним добавляются записи, удовлетворяющие условиям второй строки, и т. д.
В ячейках конструктора условий отбора можно непосредственно записывать логические операции. Например, условие поиска в БД «Библиотека», представленное логическим выражением:
Похожие статьи:
Работа педагога по организации опытнической деятельности старших
дошкольников
На протяжении дошкольного возраста вкус к познанию окружающего мира у ребенка возрастает. Следует содействовать этому интересу, удовлетворений познавательной потребности ребенка путем детского экспериментирования. Пусть ребенок получит возможность ко всему прикоснуться, попробовать, понюхать. Пусть он получит удовольствие от ощущений теплого и холодного песка, от «приготовления пирожков», палаток ...
Пути и способы развития педагогических способностей
Способности – это свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку даются задатки – его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требов ...