Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Новая педагогика » Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий » Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Страница 5

Таким образом, в ответах, связанных с определением студентами профессионально значимых мотивов и целей, наблюдаются как положительные тенденции, так и отрицательные:

- первоначальный интерес к выбранной профессии, ориентация на ребенка как субъекта учебной деятельности и общения и др.,

- преобладание у части студентов мотивов, напрямую не связанных с профессиональной деятельностью, ориентация на краткосрочные цели и мотивы обучения, без определения перспективных и др.

2. По показателю социальной ценности профессии:

а) в ответах относительно 7-го суждения, связанного с социальной значимостью профессии учителя, значительная часть студентов контрольной и экспериментальной групп отметили организацию процесса обучения и воспитания детей, 20% (8 человек) от общего числа опрошенных не смогли дать ответ и 15% (6 человек) связали профессиональную миссию учителя, с помощью в становлении личности ребенка, развитии его творческого потенциала для последующей реализации в профессии;

б) в ответах относительно 9-го суждения, связанного с определением перспектив профессии учителя, большее число опрошенных отметили, что получаемая профессия пригодится в воспитании собственных детей; по 10% (4 человека) от общего количества студентов группы отметили перспективы в связи с повышением оплаты труда педагога, востребованности специалистов на рынке труда и решением существующих в стране социальных проблем, а также ряд студентов не смогли сформулировать ответ.

Таким образом, студенты данных групп в целом, верно, представляют значимость профессии учителя, способны определять направления ее развития в будущем. При этом, перспективы получения профессии, также связываются у студентов с реализацией индивидуально-личностных ценностей, таких как материальное поощрение, воспитание собственных детей и др.

3. По показателю представление об идеальном педагоге:

а) в ответах относительно 5-го суждения, мнения студентов разделились примерно одинаковое количество по 30% (12 человек) отметили, что главным в педагогической деятельности является: умение общаться с детьми; любовь к профессии; умение найти подход к ребенку, создать условия для развития его как личности, а также 10% (4 человека) не высказались относительно выдвинутого суждения;

б) в ответах относительно 6-го суждения, связанного с определением качеств, которые развиваются в процессе педагогической работы, по мере убывания были представлены следующие: дружелюбие; коммуникабельность; уважение и терпимость к окружающим людям; настойчивость в достижении цели; культура поведения, уверенность в себе, ответственность;

в) в ответах относительно 12-го суждения, связанного с определением образа идеального учителя, студенты отметили, что такой педагог должен обладать следующими качествами: оказывать поддержку и помощь ученикам; быть добрым и уметь прощать ошибки; обладать развитым чувством юмора и способностью выстраивать диалог с учениками. Несколько меньшее количество ответов содержали указания на уровень сформированности таких профессиональных умений, как: способность к объективной оценке результатов деятельности учащихся и организации интересных, творческих уроков;

г) в ответах относительно 14-го суждения, связанного с представлениями о талантливом педагоге, студенты высказались относительно того, что это человек, который знает и умеет все, активно проявляет себя в различных видах профессиональной деятельности, успешен и образован;

д) в ответах, относительно 17-го суждения, связанного с определением того, что является недопустимым в деятельности учителя, большинство студентов указали на такие проявления, как: оскорбление ребенка, опоздание на работу; неопрятный внешний вид, а также среди менее распространенных ответов были указания на эгоистичный характер и небрежное отношение к профессиональным обязанностям.

Таким образом, представления об идеальном педагоге, сложившиеся у студентов достаточно содержательны относительно личностных характеристик и не вполне дифференцированы относительно требований, предъявляемых учителю самой профессиональной деятельностью.

По показателю отношения к детям:

а) в ответах относительно 3 суждения, связанного пониманием ребенка, большинство студентов данной группы отметили готовность педагога оказать помощь и «встать на место» ученика, проявить заботу и понять его мысли;

б) в ответах относительно 4-го суждения, связанного с пониманием роли учителя в развитии ребенка, по 10% (4 человека) отметили необходимость формирования таких качеств и умений как: воспитанность, самостоятельность, умение слушать и др. Кроме данных характеристик в ответах студентов указывалось и на необходимость развития у детей интереса к знаниям, дружелюбия, дисциплинированности, творческих способностей, стремления к труду, терпения и определенных навыков.

в) в ответах относительно 10-го суждения, связанного с представлениями о будущих учениках, студенты преимущественно описывали характеристики личности последнего (активный, творческий, дружелюбный, «хороший», умный, понимающий и др.), кроме того, по 5% (2 человека) отметили, что после окончания школы, он (ученик) не должен забывать учителя и то, что они не рекомендовали бы ученикам выбирать профессию учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. В диал ...

Разработка учебного программного обеспечения курса дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе
Формирование представлений о программном обеспечении в условиях общеобразовательной школы ведётся на основе учебного программного обеспечения, поэтому важным моментом в методике преподавания курса «Основы информатики и вычислительной техники» выступает его разработка. Разработка учебного программного обеспечения для школьных кабинетов вычислительной техники, которые создаются на базе персональных ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru