Функция удовлетворения потребностей самих участников самодеятельности ведущей в непрофессиональных художественных коллективах. Она может гармонично сочетаться с внешней деятельностью, когда удовлетворение потребностей участников совпадает с удовлетворением потребностей зрителей, публики и оказывается деятельностью, ценной не только « для себя», но и «для других». Если же это соответствие нарушает в ущерб потребностям самих участников, сама деятельность коллективов начинает ощущать затруднения в функционировании, перестает быть самодеятельным.
Художественной деятельностью называют особый вид человеческой активности, связанный с реализацией эстетических потребностей и художественных способностей людей.
Эстетическая потребность - социальная форма ориентированного рефлекса, который побуждает каждого определять сущность полезного и вредного прекрасного и прекрасного. Эстетическая категория прекрасного динамическое обобщение представления об идеале. Представление об идеале, о прекрасном зависит от многих факторов общественного и индивидуального бытия, а потому различно у отдельных индивидов, групп, но сама эта потребность – потребность в поисках идеала, ценностей, на который следует ориентироваться – является общечеловеческой и присуща всем людям.
Одним из механизмов человеческой психики призванных удовлетворять эту потребность, являются художественные способности. Они могут быть определить, как специфические способности человеческой психики отражать мир в форме образов, знаков, сигналов имеющих эмоциональное содержание. Эти способности формируются в процессе превращения человека в социальное существо: они развиваются у каждого индивида с раннего возраста на протяжении всей жизни.
Творчеством называют всякую (научную, техническую) деятельность, обладающую признаками новизны, оригинальности и прогрессивности в отношении предшествующего человеческого опыта. Качественно иной в сравнении с творчеством является репродуктивная, стандартная деятельность, не представляющая новизны ни в способе (технологии), ни в конечном продукте, осуществляющаяся на основе образцов или приемов, уже найденных, уже утвердившихся в предшествующей практике.
Творческую репродуктивную (не творческую) деятельность нельзя противопоставлять друг другу. Они порождены человеческой общественной практикой и необходимый человечеству насколько у них разные функции.
Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Материалом для творчества является: во-первых, предшествующий опыт других людей, уже усвоенный творящей личностью, а во-вторых, богатство самой творящей личности.
Художественная деятельность может носить репродуктивный характер – когда человек овладевает художественной грамотой, художественной технологией, преобритает навыки. Главное условие подлинного творчества является богатства творящей личности, неповторимость его собственного видения, чувствования мира.
Подлинным творчеством отмечены работы многих участников и коллективов художественной самодеятельности, работы, отличающиеся не старательным ученичеством, а поисками экспериментами художественными находками, значение которых не умоляется тем, что они принадлежат непрофессионалам.
Художественно-творческая деятельность имеет два основных вида своего проявления, два вида результатов;
1. В процессе художественной деятельности изменяется, преобразуется личность субъекта (пример: в процессе работы над спектаклем изменяется внутренний мир его участников).
2. В результате художественного труда создаются непосредственно произведения исскуства (пример: живописные полотна, спектакли, концертные программы, фильмы).
Эти продукты художественного труда не есть сама цель художественного процесса, они конкретное проявление художественного восприятия мира творческой личностью, вне которого любой конечный результат труда не существует как художественный.
Художественная самодеятельность как творческий процесс порождает два вида ценностей: художественная деятельность развивает личность участника, «возвращая» его обществу в новом качестве, и вместе с тем результатом деятельности этой личности оказываются продукты художественного труда.
Похожие статьи:
Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая
проблема
Создавая необходимые условия для развития личности в рамках учебно-воспитательного процесса, педагогам нередко приходится взаимодействовать с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении различной этиологии. В научной литературе данную категорию учащихся, принято называть: трудными, неблагополучными, асоциальными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся поведением, Параметры откл ...
Самостоятельная работа и производственная практика как методы
профессионального саморазвития
В последние годы возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов, а также самостоятельной работы специалистов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов. (Рис 5) Рисунок 5 Методы профессионального саморазвития студентов Известно, что личность, ее способ ...