Однако и в этом случае художественная самодеятельность реализует главную функцию исскуства, т.е. совершенствует, развивает, творит личность. И в этом случае она имеет общественную значимость: делает огромный вклад, в художественную культуру общества умножая число людей способных к более полноценному восприятию художественных произведений.
Художественная самодеятельность свободна от противоречий и регламента, свойственных профессиональному искусству, ее функция – это развитие личности участников как создателя художественных ценностей, и как их потребителя развитее в меру способностей и в соответствии с интересами каждого, кто приходит в художественную самодеятельность. Основная функция самодеятельности – функция целенаправленной организации деятельности масс. Эффективность художественной деятельности как средство формирования личности зависит от того, как эта деятельность организована.
Художественная самодеятельность не спонтанный художественный процесс, а организованная система. Главной функцией художественной самодеятельности как деятельности организованной является использование художественных занятий не для узко-художественного развития, а для всестороннего развития человека – развитие его как труженика, как гражданина, как нравственной личности, сознательно согласующий свое поведение с высокими идеалами красоты и человечности.
С характером коллективов самодеятельности связан и ряд специфических педагогических возможностей. Педагогические возможности художественной самодеятельности связан с добровольным включением человека в деятельность на основе его личных интересов, склонностей, вкусов, восприятием самой работы как отдыха, удовольствия. Благодаря этому участник самодеятельности с готовностью воспринимает требования групп и руководителя. Руководитель самодеятельного коллектива, сообразуясь с особенностями состава участников, должен опираться на интересы, потребности и вкусы участников, дозировать и организовывать деятельность, чтобы она не теряла своей добровольности и не переставала играть роль отдыха. При этом воспитательная работа не становиться чем-то дополнительным, прилагаемым к художественным занятиям или параллельным им. Сама художественная деятельность организуется как воспитывающий процесс, является средством и формой педагогического процесса.
Педагогические возможности художественной самодеятельности связанные с общими особенностями ее как деятельности художественно – творческой и с особенностями каждого вида или жанра исскуства. Возможности всестороннего воспитания в хоровом коллективе иные в сравнении с возможностями театрального коллектива. Разными возможностями в формировании гражданских качеств личности обладают кружок фотолюбителей и вокально-инструментальный ансамбль, хореографический коллектив и литературно – творческое объединение. Работа по руководству самодеятельностью направлена на то, чтобы максимально развивать в активно – творческой деятельности, на то чтобы максимально долго удерживать участника в коллективе. Однако нельзя игнорировать тот факт, что в современных условиях большинство участников «проходит» через самодеятельность, что она только более или менее длительный эпизод в его жизни.
Обеспечение всесторонней самореализации личности и в самом коллективе и в его жизни, протекающей одновременно с участием в самодеятельности и после выхода из нее – это и есть генеральная функция художественной самодеятельности, объединяющая в себе и функции досуга и функции художественной деятельности и функции целенаправленной организации.
Если рассматривать самодеятельность как искусство и как составную часть художественной жизни общества, то можно представить ее как сложное взаимодействие следующих компонентов: профессиональное искусство, народное искусство, самодеятельное творчество, художественная критика, неорганизованная художественная деятельность (творчество в повседневных условиях: музицирование, коллективное пение и т.п.).
При таком понимании системы художественной жизни можно выделить четыре вида самодеятельности:
а) Самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство; участники ее стремятся к постижению определенных видов и жанров искусства (опера, киноискусство и т.д.) овладевают приемами художественной деятельности, аналогичными профессиональными;
Похожие статьи:
Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Принцип наглядности, является одним из важнейших принципов обучения, теоретическое обоснование которого впе ...
Упражнения для развития у лифтеров лунной походки
лунная походка профессиональный лифтер Поскольку для лифтера-профессионала важным является постоянное поддерживание себя в форме и тренировка лунной походки в любое время, рассмотрим специальные упражнения для закрепления правильной походки. К ним относятся: 1. Разновидности ходьбы с предметом на голове. 2. Ходьба по горизонтальной, наклонной плоскости в сочетании с движениями руками: за спину, н ...