И вот уже сделали вывод, что понимание искусства и отклик на него – прерогатива узких специалистов, что все попытки самостоятельно постигнуть художественное произведение и выйти на духовный контакт с его автором обречены на неудачу.
Почему же тогда И.С.Бах и другие великие художники высказывали схожие мысли: что музыку можно и должно понимать без знания интервалов, что искусство – универсальный язык общения, понятный каждому.
И как только мы вникаем в смысл этих высказываний, сразу начинаем понимать, что нас «обокрали». То, что необходимо каждому человеку в повседневной его жизни, в минуты досуга и глубокого размышления над Бытием как некий ориентир, мы недополучили. Где? Когда?
Духовное богатство и гармоничная личность, обещанные школой, обернулись духовной пустотой. Возникает ли у городской, областной, государственной власти тревога и головная боль за будущее и духовное здоровье нации? Результаты такого долгого пренебрежения к искусству властей мы уже ощущаем сегодня, а что же завтра? Дух воспитывается только духом, так в какие руки уже сегодня попадают наши дети, если еще вчера мы забыли про дух?
Можно назвать основные причины отчуждения детей от искусства, чтобы выработать стратегию и тактику преодоления этого негатива:
а) недопонимание учителями законов искусства в целом (его целей, задач, функций, механизмов восприятия);
б) господство логического способа обучения и монологического общения;
в) замыкание предметов художественного цикла в узкоспециальные рамки;
г) механистическое перенесение методов общей дидактики, бытующих в естественно-научной сфере, на художественную почву.
Действенно искусство будет лишь в том случае:
- если будет понят его смысл;
- если педагог будет нести детям культуру художественного видения мира, формировать эстетическое отношение, «родственное» внимание к миру;
- если во время занятий будет реализован художественно-образный метод познания.
В данное время мы можем наблюдать тревожную закономерность: учителя музыки не могут постичь смыслов произведений живописи, преподаватели изобразительного искусства используют на уроках музыку в качестве иллюстрации или фона, учителя литературы ощущают психологический барьер в момент включения в контекст урока как музыки, так и живописи, учителя начальных классов испытывают затруднение в организации детских сочинений по картинам.
Общественное сознание еще не прониклось идеей Э.Канта, что «научный человек есть продолжение художественного», что искусство зачастую идет впереди науки и философии в поисках новых форм познания действительности. Не сформировав художественного мышления, человек не может встать и на путь науки. Разве инженеру, ученому не нужны фантазия, интуиция, воображение, вдохновение, пространственное мышление?
В какой предметной области эти качества тренируются наилучшим образом? Конечно же – в художественном творчестве, но только в том случае, если мы изменим методы обучения на соответствующие природе искусства.
Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к познаваемому миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека и влияющий на его протекание.
Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе.
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понять происходящее, более тонко проникать в переживания других людей.
Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
В жизни детей эмоции играют важную роль, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Похожие статьи:
Разработка урока по теории вероятности "Классическое определение вероятности"
Слово "азарт", под которым обычно понимается сильное увлечение, горячность, является транскрипцией французского слова hazard, буквально означающего "случай", "риск". Азартными называют те игры, а которых выигрыш зависит главным образом не от умения игрока, а от случайности. Схема азартных игр была очень проста и могла быть подвергнута всестороннему логическому анализ ...
Профессиональные обязанности классного руководителя
Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования. Цель работы классного руководителя – содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жиз ...