В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают художественная литература, природа и игра.
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и в различной художественной деятельности детей.
Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей и одаренности детей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности.
Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка «безграничны». Практически это так и есть, однако теоретически этот предел существует, и та его часть, которая определяется генотипом, обычно и именуется «одаренностью».
Таким образом под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. В ходе психогенетических исследований доказано, что данный генетический компонент в значительной мере определяет как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития.
Несмотря на это использование термина – «одаренность» традиционно вызывает много споров, в особенности, когда под ним понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). Также возможно и другое толкование, высвечивающее иной аспект проблемы одаренности, - мозг человека с его способностью к творчеству – величайший дар природы и в этом смысле «одаренность» предстает перед нами не как «исключительность», а как «потенциал», имеющийся у каждого «дар».
В соответствии с этим пониманием в педагогической теории и практике возникают две глобальные задачи:
· разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;
· разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
Если эти практические задачи рассмотреть на уровне теории, то каждая из них, в соответствии с логикой системного подхода, делится на четыре частных проблемы:
- концепция одаренности;
- выявление уровня одаренности (психодиагностика);
- прогнозирование развития;
- теории, технологии и методики воспитания, обучения и развития творческого потенциала личности.
эмоциональный искусство музыкальный воспитание
Если рассматривать решение данных проблем с точки зрения формальной логики, то каждая последующая не может быть решена без предыдущей.
С точки зрения теории (психологии и педагогики) детская одаренность интересна, как явление, сама по себе, вне зависимости от того, является ли ее наличие предпосылкой будущих выдающихся достижений в науке, искусстве или практической сфере.
Долгое время одаренность рассматривали как божественный дар и лишь в середине XIX кА сформировалось представление о наследственной природе этого дара.
Вплоть до середины ХХ века одаренность определялась исключительно по тестам интеллекта. Но примерно в это же время начинает возрождаться исходное представление об умственных способностях и соответственно об умственной одаренности. Как известно, умом традиционно считали, в первую очередь, те действия, на основе подражания или определенного алгоритма (что преимущественно и выявлялось с помощью «тестов интеллекта»), а самостоятельное приобретение новых знаний, их открытие, перенос в новые ситуации, решение новых проблем.
В результате большинство исследователей склоняется к тому что ведущей характеристикой, определяющей потенциал личности, является не интеллект в его сложившемся понимании, а способность к творчеству (креативность).
Одним из пионеров этого направления был американский исследователь, учитель П.Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что наиболее изобретательны и успешны в решении сложных проблем не те дети, которые хорошо учатся, и даже не те, кто имеет высокий интеллект. Точнее, эти показатели могут присутствовать, но они не являются обязательными условиями реализации личности в творчестве, для этого требуется нечто другое.
Похожие статьи:
Использование активных форм организации обучения биологии
в кружковой работе
Во внеклассной работе можно использовать разнообразные активные формы обучения биологии: деловые и имитационные игры, групповая форма (работа в малых группах над определенными проблемами, проблемными задачами, ситуациями, заданиями). Рассмотрим использование активной формы организации обучения (игра) на примере занятия кружка по теме «Птицы». Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, зак ...
Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример
работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...