Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Новая педагогика » Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Страница 8

Прислушайтесь к музыке своего сердца. Иногда оно извлекает светлые ноты Радости, безмерного Счастья, нередко высекает пламенные огненные струи (порывистый ритм таких сердец!), порою ошарашивает нас монотонными нотами Равнодушия. Таким образом, мы используем понятие «музыка» не только там, где присутствуют звуковые волны, но и там, где есть движение человеческой души, неслышимое, но очень нам понятное, осязаемое.

А.Вознесенский писал: «Кожа тоже ведь человек, с впечатлениями, голосами. Для нее музыкально касание .»

Вслушиваясь в «музыку прикосновения», поэт ассоциативно почувствовал родство осязаемого и музыки, их единую природу. Каждое прикосновение несет в себе различную интонацию: грубую, нежную, равнодушную, небрежную, то есть имеет свой смысл.

Способность слышать музыку внутри себя - великий дар человека. Но мы живем не в замкнутом мире, и слушать только собственную музыку, извлекающую монотонную ноту «я-я-я» - просто эгоистично. Познать себя надо, но цель этого познания — установление взаимопонимания с другими людьми.

В каждом из нас живут десятки характеров, меняются сотни настроений. Ты - маленькая Вселенная, где борются тысячи людей, сотни лиц. Узнавай их в других людях, поскольку любое художественное произведение - это всегда чувства автора, его мироощущение, философия.

Б.Окуджава очень веско выразил суть творческого процесса:

Каждый пишет, что он слышит,

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить .

Автор как бы вскрывает понятие «внутреннего слуха» и его связи с творческим началом.

Чем острее у ребенка «внутренний слух», то есть умение вслушиваться в тончайшие движения души, ее оттенки, тем благодатнее почва для восприятия чувств другого человека (художественных образов).

«Внутренний слух» осуществляет коммуникативную связь не только в общении с людьми, но и между искусством и воспринимающим его. В подростковом возрасте он - источник первых творческих проб ребят: литературных, музыкальных и прочих. Таким образом, общение с искусством, его понимание начинается не с теоретических знаний, а на уровне сердца, с узнавания самого себя, своих переживаний в художественном образе.

Каждый художник — это человек с развитым «внутренним слухом», накопивший громадный нравственный опыт отношения к миру, умеющий извлечь из себя чувства и «переинтонировать» их на язык музыкальный, словесный, изобразительный. Воспринимающий как бы попадает в резонанс чувственных восприятий автора, «настраивается» на его волну и постигает эмоционально-нравственный опыт художника.

Каналом связи между автором и воспринимающими является интонация. «Интонация» — не музыкальный термин, а всеобщая категория для искусства, она лежит в основе любого художественного языка. Что такое интонация? Ответьте себе сначала на вопрос, что для вас важнее, «ЧТО» вам говорят или «КАК»? Очевидно, что одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, несут противоположный смысл.

«Как» несет основную смысловую нагрузку о невидимом, скрытом у нас внутри, духовном, о нашем отношении. Слова же, т.е. «Что», подвижная и изменяющаяся структура, они относительны.

М.Ю.Лермонтов сетовал, что написанные слова - это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно и понять неправильно. Поэт предлагал ставить ноты над словами, чтобы читатель уловил их истинный смысл. Именно о точном прочтении интонации заботится каждый художник, писатель, музыкант в поисках идеального собеседника.

Интонация - это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жест, прикосновение, сказанное слово. Мы можем по одному только жесту, взмаху руки собеседника «схватить» его отношение к нам, понять внутренний смысл. Разговаривая, мы целостно, на интуитивном уровне улавливаем скрытый смысл слов. Чувственные анализаторы мгновенно соотносят жест, пластику, напряжение лица, форму губ со словом. И мы делаем заключение об истинном к нам отношении. И обмануть нас трудно.

Поскольку все виды искусства «говорят с нами» теми же языками: жеста, пластики, линии, цвета, звуков, ритмов, а художники пытаются «адресовать» нам свое письмо об их отношении к миру, то восприятие художественного произведения аналогично восприятию и общению с другим человеком.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Определение уровня сформированности фонематических функций у детей подготовительной группы
За основу диагностики нами взята: Ø методика обследования речи, предложенная Г.А.Волковой; Ø методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Детям необходимо было выполнить 3 задания (Приложение 1). Для оценки состояния сформированности фонематических функций использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки, затем пе ...

Выявления индивидуальных особенностей детей и оказания психолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного процесса
Когда возникает критическая ситуация, мудрствование пропадает, а спасает только умение. В моей практике взаимодействия с обучающимися с диагнозом умственная отсталость таким умением оказалось построение взаимодействия на основе личностного подхода, с учетом их индивидуальных особенностей. Работая долгое время в специальной (коррекционной) школе-интернате я все больше наблюдала как у многих педаго ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru