В своей работе я стараюсь формировать у детей представление о том, что искусство отражает различные эмоциональные состояния природы и человека. Эмоции отражаются в искусстве с помощью звуков (мелодия, темп, ритм, динамика и т.п.), цвета (контраст, гармония, насыщенность и т.п.), светотени, линии, формы, ритма, пятен, слова (интонации, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы и т.п.). Важно показать детям способы установления связи средств художественной выразительности с эмоциональным содержанием произведений искусств.
Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществляется различными способами, такими как:
· поочередное включение произведений в восприятие ребенка, когда музыкальное произведение «дополняет» живописное, или наоборот;
· попарная интеграция живописных и музыкальных произведений (музыкальные, художественное слово) адекватных по общему эмоциональному звучанию и средствам выразительности;
· одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыкальное и художественное слово), обеспечивающее восприятие живописного произведения на фоне музыки, и наоборот;
· контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.
Постигая язык одного искусства, например музыки, ребенок в сравнении с ней осваивает семантику, выразительный смысл произведений других искусств. При этом, что весьма существенно, язык других искусств (живописи, художественного слова) осваивается в сравнении с музыкой по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально, оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, «вживается» в художественные образы, находит в них личностный смысл.
Подводя итог, можно сказать: методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. А полученные ребенком знания, умения и навыки являются не целью, а средством приобщения его к мировой и национальной культуре и собственному художественному творчеству.
Березовая роща – это арфа.
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню.
А бор сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх движеньем кроны,
И убежавший в поле перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Застывшая мелодия Руси…
И вижу я в осине – балалайку
И слышу я в орешнике – рожок,
И клен звенит – как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивлюсь.
Как много музыкальных инструментов
Подслушал у природы Человек.
В.Семернин
Похожие статьи:
«Воспитание» в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребе ...
Рефлексивные умения в профессиональной
деятельности учителя
Рефлексия является одним из двигателей саморазвития личности, помогающая эмоционально пересмотреть, «пережить» осознаваемые достоинства и недостатки собственной личности. Рассматривая проблему рефлексии, мы акцентируем внимание на некоторых аспектах, которые представляются наиболее важными в рамках нашего исследования. Понятие рефлексии рассматривалось в работах философов (С.В.Гегель, Р.Декарт, И ...