Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Новая педагогика » Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Страница 9

Все языки искусства интонационны, выразительны. Установление обратной связи возможно, если реципиент будет держать свой сенсорный аппарат открытым, научится прислушиваться к интонациям мира и искусства, к собственным ощущениям, структурировать свой внутренний опыт и на его основе присоединяться к собеседнику. Интонация - это «эмоциональная константа», самый ранний язык человечества, да и не только. Все доязыковые крики, сигналы живого мира несут информацию об эмоциональном состоянии их владельца. Интонация важнее информации, более того - она и есть та информация, которая заложена в живом мире, информация об отношении.

Содержательность звуков в слове и в музыке возникли на основе осмысления природных сигналов. Устрашающие явления природы сопровождались звуками одного акустического типа, безопасные - другого. Постепенно сложился элементарный язык общения из простейших звуковых сигналов, а затем музыки. По такому же принципу сложился язык жестов, связанный с узнаванием уже имеющих место физических ощущений. Постепенно связи в сознании человека усложнились, стали улавливаться оттенки чувств, их различные сочетания. Появляется тенденция к расширению значения первоначальных сигналов. Человек начинает осознавать контекст, а интонация из первичных элементарных мотивов, движений, превращается в комплекс выразительных средств.

Интонация в музыке - это комплекс и громкости, и тембра, и штриха, и фактуры, и мотива, и ритма. Интонационные комплексы как некие смысловые сгустки, пронизывают также движение, и воспринимаются нами целостно. В живописи мы улавливаем застывшие интонационные сгустки через соотнесение характера линии, цвета фактуры, композиции.

Интонация — абсолютная величина, единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольным жестом, она - универсальная единица общения, поскольку природна и узнаваема всеми на основе собственного чувственного опыта.

Изучением невербальных компонентов коммуникации занимались бихевиористы, которые подтвердили гипотезу Дарвина о врожденных жестах, установив, что представители различных культур используют одинаковые выражения лица и схожие жесты при проявлении одинаковых эмоций.

Бедсвилл утверждал, что слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает говорящий в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, наблюдая за жестами человека в момент речи, можно «внутренним слухом» услышать интонацию речи.

Это явление в психологии получило название конгруэнтности, а в искусстве комплекс выразительных средств мы называем интонацией.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он способен «считывать» невербальные сигналы другого и сравнивать с вербальными, мгновенно прогнозируя ситуацию. Жесты поступают не изолированно друг от друга, а комплексами в виде «предложений», говорящих о действительном настроении и отношении человека.

Учет всего контекста пластики комплекса жестов, взглядов, мимики – есть целостное, интонационное прочувствование, «схватывание смысла», истинной информации.

Этот принцип интонационного проживания, сближения актера с образом, памяти на ощущения, эмоции, мимику, жест лежит и в основе системы Станиславского.

Он же вошел в структуру психотерапевтического лечения по методике нейро-лингвистического программирования (НЛП), которая строит свои тренинги на присоединении к ощущениям другого человека. Присоединение к жестам собеседника дает возможность создать целую стратегию достижений любой модификации поведения, результатом чего становится новый поведенческий опыт человека.

Искусство осуществляет собой терапевтическую функцию аналогично, поскольку мы присоединяемся и примеряем разные роли героев художественных образов.

Недооценка принципа интонационности в искусстве как «генетического кода», как цели искусства и его средства явилась одной из самых главных причин ускользания сущности идей от воспринимающих и отчуждения детей, подростков, да и взрослых от серьезного общения с художественными произведениями, а главное, привела к зам иканию видов искусства в узкопредметные рамки.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Алгебраические фракталы
Это самая крупная группа фракталов. Получают их с помощью нелинейных процессов в n-мерных пространствах. Наиболее изучены двухмерные процессы. Интерпретируя нелинейный итерационный процесс, как дискретную динамическую систему, можно пользоваться терминологией теории этих систем: фазовый портрет, установившийся процесс, аттрактор и т.д. Известно, что нелинейные динамические системы обладают нескол ...

Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Книга, - одно из самых значительных явлений культуры. Но помимо писателей книгу создают и художники, которые занимаются её оформлением. К иллюстрированию литературных произведений в России обращались такие известные художники, как: А.А. Агин, В.Ф. Тимм, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, М.А. Врубель и другие. Но несмотря на это книжная иллюстрация до конца 19 ве ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru