Все языки искусства интонационны, выразительны. Установление обратной связи возможно, если реципиент будет держать свой сенсорный аппарат открытым, научится прислушиваться к интонациям мира и искусства, к собственным ощущениям, структурировать свой внутренний опыт и на его основе присоединяться к собеседнику. Интонация - это «эмоциональная константа», самый ранний язык человечества, да и не только. Все доязыковые крики, сигналы живого мира несут информацию об эмоциональном состоянии их владельца. Интонация важнее информации, более того - она и есть та информация, которая заложена в живом мире, информация об отношении.
Содержательность звуков в слове и в музыке возникли на основе осмысления природных сигналов. Устрашающие явления природы сопровождались звуками одного акустического типа, безопасные - другого. Постепенно сложился элементарный язык общения из простейших звуковых сигналов, а затем музыки. По такому же принципу сложился язык жестов, связанный с узнаванием уже имеющих место физических ощущений. Постепенно связи в сознании человека усложнились, стали улавливаться оттенки чувств, их различные сочетания. Появляется тенденция к расширению значения первоначальных сигналов. Человек начинает осознавать контекст, а интонация из первичных элементарных мотивов, движений, превращается в комплекс выразительных средств.
Интонация в музыке - это комплекс и громкости, и тембра, и штриха, и фактуры, и мотива, и ритма. Интонационные комплексы как некие смысловые сгустки, пронизывают также движение, и воспринимаются нами целостно. В живописи мы улавливаем застывшие интонационные сгустки через соотнесение характера линии, цвета фактуры, композиции.
Интонация — абсолютная величина, единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольным жестом, она - универсальная единица общения, поскольку природна и узнаваема всеми на основе собственного чувственного опыта.
Изучением невербальных компонентов коммуникации занимались бихевиористы, которые подтвердили гипотезу Дарвина о врожденных жестах, установив, что представители различных культур используют одинаковые выражения лица и схожие жесты при проявлении одинаковых эмоций.
Бедсвилл утверждал, что слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает говорящий в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, наблюдая за жестами человека в момент речи, можно «внутренним слухом» услышать интонацию речи.
Это явление в психологии получило название конгруэнтности, а в искусстве комплекс выразительных средств мы называем интонацией.
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он способен «считывать» невербальные сигналы другого и сравнивать с вербальными, мгновенно прогнозируя ситуацию. Жесты поступают не изолированно друг от друга, а комплексами в виде «предложений», говорящих о действительном настроении и отношении человека.
Учет всего контекста пластики комплекса жестов, взглядов, мимики – есть целостное, интонационное прочувствование, «схватывание смысла», истинной информации.
Этот принцип интонационного проживания, сближения актера с образом, памяти на ощущения, эмоции, мимику, жест лежит и в основе системы Станиславского.
Он же вошел в структуру психотерапевтического лечения по методике нейро-лингвистического программирования (НЛП), которая строит свои тренинги на присоединении к ощущениям другого человека. Присоединение к жестам собеседника дает возможность создать целую стратегию достижений любой модификации поведения, результатом чего становится новый поведенческий опыт человека.
Искусство осуществляет собой терапевтическую функцию аналогично, поскольку мы присоединяемся и примеряем разные роли героев художественных образов.
Недооценка принципа интонационности в искусстве как «генетического кода», как цели искусства и его средства явилась одной из самых главных причин ускользания сущности идей от воспринимающих и отчуждения детей, подростков, да и взрослых от серьезного общения с художественными произведениями, а главное, привела к зам иканию видов искусства в узкопредметные рамки.
Похожие статьи:
Профессиональные обязанности классного руководителя
Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования. Цель работы классного руководителя – содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жиз ...
Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности
будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные про ...