С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская пишут: «…люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».
Креативность (или творческость). В материалах исследований психологии творчества, проверенных в последнее время, содержится довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), у В.Лоуэнфельда – восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.
«Креативность, - пишет П.Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Есть в его работах и более строгое описание. Так понятие – «беглость» он рассматривает как способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
Гибкость – представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления.
Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Другой полюс креативности обозначается термином – «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие детально, творчески разрабатывают существующие. Считается, что это разные способы реализации творческой личности.
Интеллектуально-творческий потенциал личности (или, иначе говоря, одаренность) не может быть сведен к какой-то одной характеристике, это понимание влечет за собой особое отношение к его выявлению и развитию.
Получение первичной информации о развитии и направленности интересов ребенка может быть выявлено при помощи диагностических приемов. Информация о детях, полученная в результате, оказывает существенную помощь в работе (см. приложение «Диагностика музыкальных способностей детей»). С помощью диагностики можно активизировать в том или ином направлении работу с детьми (развитие певческих данных, тембрового, ритмического слуха, активизация внимания, муз.памяти и т.д.).
Задачи музыкального образования и воспитания детей включают:
- развитие музыкального восприятия;
- формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса;
- приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- развитие музыкальных способностей (ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, формирование чувства ритма, гармонии; способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении мелодии по слуху; вырабатывается музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить);
- воспитании музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;
- развитие интереса и любви к национальной музыке своего народа и к интернациональной музыке с целью ознакомления с духовной культурой другого народа;
- приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
Похожие статьи:
Трансформация сети внешкольных учреждений в систему
дополнительного образования детей
Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменени ...
Развитие словаря и словообразования в онтогенезе
Развитие словаря у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Самые первые слова у ребенка обычно появляются к год ...