Требования к организации факультативных занятий по математике

Страница 2

Многочисленные исследования психологов показали, что наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в активной деятельности. Высокий эффект может дать лишь то обучение, которое рассчитано на продуктивную познавательную деятельность учеников, а не на простое восприятие и запоминание знаний.

Основой обучения должно быть не запоминание информации, которой в изобилии снабжает учитель, а активное участие самих школьников в процессе приобретения этой информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способностей самостоятельно приобретать знания. Факультативные занятия предоставляют широкие возможности для воспитания творческих, познавательных способностей учащихся, так как состав факультативной группы немногочислен, а принцип формирования ее -добровольность - обеспечивает наличие некоторого интереса со стороны учащихся к данному разделу математики.

в) Факультативный курс должен быть связан с практикой.Важнейший принцип психологии - единство сознания и деятельности.

Сознательность усвоенных знаний лучше всего проверяется на практике.

Практика понимается в двух аспектах: во-первых, как основа для усвоения теоретического курса, так как только в процессе решения задач применения изученной теории к условиям конкретной задачи можно добиться действительного усвоения этой теории, так как формирование понятия идет через попытку его употребить и регулируется результатами этих попыток; во-вторых, как практическая деятельность человека, поэтому необходимо указывать, где это возможно, на применение изучаемой теории. Учащиеся должны отчетливо понимать, что изучение в школьном курсе каждого раздела математики вызвано либо потребностью практических приложений, либо потребностями развития самой математики и смежных наук. Факультативные курсы призваны решать также вопросы профессиональной ориентации учащихся.

г) Факультативный курс должен быть построен так, чтобы возбудить интерес учащихся, как к содержанию факультатива, так и к самому процессу обучения.

Только одно абстрактное понимание необходимости учения в школе нередко является для старшеклассника недостаточно действенным стимулом к работе. Изучаемый материал должен вызывать интерес у учащихся. '

Часто недооценивают роль эмоций в обучении, взывают к разуму детей и порой совсем не затрагивают из чувств, а под влиянием интереса значительно активизируется мышление. Никакая техника, никакие методические ухищрения не могут повысить эффективность обучения, если используемый метод обучения не вызывает у обучающихся интереса к учебному материалу. Психологи считают положительные эмоции могучими побудителями и вдохновителями человеческой деятельности

Для зарождения интереса решающую роль играет успех, ощущение продвижения. Удовлетворение, испытанное при правильном ответе, является положительным подкреплением, последовательность же неправильных ответов оказывает то же действие, что и отрицательное подкрепление в схеме образования условного рефлекса. Если подкрепляющие стимулы исключаются, то реакция затухает.

д) Процесс изучения факультативного курса должен быть индивидуализирован на всех его этапах.

Интересным может быть лишь тот материал, который находится в допустимой зоне трудности учащегося: как слишком легкий, так и непосильно трудный материал не может быть интересным для обучающихся. Поэтому необходимым условием для того, чтобы изучаемый материал был интересен каждому учащемуся, является индивидуализация процесса обучения.

Поскольку процесс изучения нового материала требует не менее активной умственной деятельности учащихся, чем процесс закрепления знаний, то индивидуализированы должны быть эти обе составляющие учебного процесса; процесс изучения нового материала - по уровню содержания, а процесс закрепления знаний также и по темпу. Процесс изучения факультативного курса должен быть организован так, чтобы каждый учащийся в данный отрезок времени овладел одним и тем же объемом теоретического материала, выбрав такой уровень изложения этого материала, который соответствует его индивидуальным особенностям. При закреплении нового материала каждый учащийся должен иметь возможность выбрать и индивидуальный темп работы: за одно и то же время разные учащиеся могут выполнить различное число упражнений, разного уровня трудности.

е) Факультативный курс должен быть разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, которым он адресован.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Формы организации труда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии речи
Ознакомление детей, имеющих нарушения речи с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневном жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия. Это основная форма организации детей с НР при ознакомлении с природой. Проводятся занятия в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На них воспитатель ...

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки
Проблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна на сегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка, Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко ). Данная проблема изучалась в нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции музыкально-исполнительской деятельности ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru