Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Новая педагогика » Методика и методология курса "Социология науки" с экологической составляющей » Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Страница 4

Развитие и коммерциализация технологии происходят в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. И если внутренней средой мы можем управлять, то внешнюю - только учитывать. Для успешной коммерциализации технологии очень важным является понимание роли государства в изменении внешней маркетинговой среды, а также демографических и культурных факторов.

Для понимания возможности коммерциализации технологии необходимо проанализировать, как государство поддерживает и финансирует разработки в той отрасли знаний, в которой создана рассматриваемая технология, кто (какие организации) ведет исследования в интересуемой области и как это может отразиться на коммерциализации предлагаемой технологии. При оценке коммерческого потенциала технологии следует:

1) проанализировать барьеры для выхода на рынок (патентные препятствия на рынке, антимонопольное законодательство, тип рынка — близкий к свободной конкуренции или монополистический рынок, культурные традиции и т. д.);

2) проанализировать риски;

3) оценить ресурсы капитала и труда для реализации процесса коммерциализации (здесь, безусловно, целесообразно провести расчет денежных потоков, проанализировать устойчивость проекта);

4) сделать вывод о возможных доходах.

Анализ коммерческого потенциала проекта является, по существу, прямым продолжением оценки рынка. Но если в анализе рынка основное внимание должно быть уделено пониманию рынка как такового, то в данном разделе нужно оценить, почему компания, которая будет заниматься коммерциализацией технологии, может претендовать именно на тот размер рыночного сегмента, который мы можем предъявить будущему партнеру или инвестору.

Одна из главных проблем, о которую разбиваются многие попытки отечественных производителей или ученых пробиться на мировой рынок со своими товарами или идеями, - это качество предлагаемой продукции или технологии.

При доле российских ученых и специалистов от мирового количества 10-12%, доля России в мировом производстве высокотехнологичной продукции всего 0,3%. Причем этот показатель включает в себя и военные технологии. Отечественная статистика показывает, что из тысячи новых типов машин, оборудования, аппаратов и приборов, выпущенных в России в 1997 году, 78 % отнесены к абсолютно новым образцам. А о соответствии их жестким требованиям экологии (ISO 14000) и вовсе говорить не приходится. Мало кто из наших производителей при создании новой продукции задумывается о технологиях утилизации отходов производства, а тем более о технологиях утилизации продукции. Кроме того, лишь 31 % из них имели какой-либо охранный документ на промышленную собственность. Лицензионные соглашения на использование продукции были у 20 процентов образцов, а международные лицензии — лишь у 14 из этой тысячи.

В условиях угрозы глобального экологического кризиса и нарастающего истощения природных ресурсов резко возрастает значение оптимальной организации и концентрации усилий и ресурсов общества и, в первую очередь, его наиболее продуктивной части, каковой является научное сообщество, для решения важнейших глобальных проблем человечества, т. е. возрастает значение администрирования научной деятельности. Основная задача администрирования науки — выделение приоритетных направлений и концентрация на них усилий и средств, а также разработка оптимальных механизмов, как рыночных, так и государственных, для быстрейшей практической реализации наиболее актуальных результатов научных исследований, т. е. их коммерциализации.

Но "управление всегда должно иметь ясные цели, управление без цели не имеет смысла. Цели — это всегда доктрина. Она отражает субъективные представления людей о содержании и смысле гомеостазиса. И чем глубже понимание ситуаций и следствий принимаемых решений, тем надежнее будет обеспечена объективная потребность человечества в сохранении гомеостазиса". (Моисеев, 1982). Развивая эту тему, Н.Н. Моисеев замечает далее, что "Цель и программа ее реализации — это стратегия, план — это тактика".

Мировой опыт последних десятилетий подсказывает, что сейчас для решения многих конкретных задач нужна наука небольших и динамичных коллективов. Это конкурентная наука, где исследователи соревнуются за финансирование. Это наука, обремененная минимумом цеховой обрядности и феодально-бюрократического чинопочитания, а потому - наука молодых, быстро достигающих зрелости работников.

Новая "информационная" стадия развития общества неизбежно повлечет глубокие изменения в структуре традиционной "академической" науки, в том числе и в России. "Иерархическая" структура науки, созданная в начальный период индустриального развития мировой экономики и прекрасно справлявшаяся с задачей его научного обеспечения, оказывается неадекватной реально складывающейся ситуации. Стремительная коллективизация научной деятельности и коммерциализация ее результатов, рост объема междисциплинарных исследований, ужесточение борьбы за финансирование, необходимость доказывать "полезность" проводимых исследований не только с точки зрения научной логики, но и "запросов общества", фактически оплачивающего эти исследования, кардинально меняют лицо науки и менталитет "научного этоса".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Использование деловых игр в школе
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности ...

Причины возникновения ошибок
Существует множество причин, почему ученики допускают ошибки в своей речи. Одна из главных причин возникновение ошибок по мнению Натальина В.П. является несформированность соответствующих речевых навыков и умений. Данную причину можно проследить на примере возникновения грамматических ошибок в иноязычной устной речи учащихся. Так, например: количество ошибок в употреблении и образовании временных ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru