В ходе ознакомления с речевыми картами детей и в период непосредственного общения с детьми, было замечено, что некоторые дети прибегают к использованию защитных приёмов. Некоторые дети стараются применять в речи как можно более простые слова, другие употребляют ненужные слова. Были ребята, которые в момент общения тёрли нос или ухо.
Для большинства детей характерна умеренная степень фиксации на собственном дефекте. Нулевая степень фиксации отмечается у 4 детей. Наиболее выраженная степень фиксации на собственном дефекте наблюдается у двоих детей.
Так как в данной работе мы рассматриваем особенности внимания заикающихся дошкольников, то следует обратить особое внимание на данные предоставленные психологом дошкольного учреждения. Психолог отмечает, что некоторые дети эмоционально не устойчивы, возникают резкие перепады настроения. Редко обращаются с просьбами, иногда отказываются идти на контакт, выполнять просьбы и поручения. Для 2 детей характерны вспышки агрессии, могут бросить игрушку, замахнуться рукой даже на взрослого человека. На занятиях дети часто ведут себя рассеянно, приходится часто прибегать к специальным приёмам, чтобы акцентировать внимание на определённом предмете или задании. Возникают трудности при заучивании стихов, пересказе, составлении рассказа по сюжетной картинке.
Рассмотрим более подробно психолого-педагогическую характеристику одного ребёнка экспериментальной группы.
В анамнезе ребёнка (при изучении речевой карты) не было отмечено наличие нервно–психических и хронических заболеваний у родителей и родственников.
Ребёнок появился от третьей беременности, но ребёнок в семье первый, вследствие того, что первая беременность была прервана абортом, вторая закончилась выкидышем.
В период протекания беременности у матери отмечаются токсикозы второй половины беременности.
Мать перенесла роды тяжело, роды были затяжные, обезвоженные. Мальчик родился в синей асфиксии, закричал не сразу. Кормить принесли на третий день, грудь взял сразу, сосал активно.
В раннем психомоторном развитии отклонений не наблюдалось.
До года мальчик часто болел простудными заболеваниями, после года часто болел ангиной, перенёс ОРВИ; переболел ветрянкой. Вследствие частых заболеваний, как соматически ослабленному ребёнку, родителям было предложено перевести ребёнка в санаторный сад, но мать отказалась, мотивируя свой отказ тем, что детский сад расположен далеко от дома.
Родители предоставили следующие данные о раннем речевом развитии мальчика: лепет с 5 месяцев, первые слова к 1 году, первые фразы появились к 1 году 2 месяцам.
Состояние биологического слуха – без особенностей. Определяет направление источника звука, звучание музыкальных инструментов и игрушек дифференцирует. Воспринимает обращённую к нему речь.
В общем, состояние психомоторики можно описать так: движения не ловкие, темп замедлен, отсутствует быстрота и точность движений, отмечается лёгкая моторная отсталость. Усвоение движения требует длительной проработки.
Наблюдаются судороги клоно-тонической, средней степени тяжести в области артикуляционного аппарата. Заикание функционально обусловленное.
Родители рассказали, что мальчика испугала собака, которая набросилась на него в возрасте 2 лет. Мальчик достаточно длительное время не разговаривал, замолчал на 2 месяца. Затем речь восстановилась, но родители стали отмечать появление запинок, которым сначала, не придали существенного значения. К логопеду обратились, когда заметили, что запинки не исчезают, а общение с ребёнком становится затруднённым. Ребёнок сильно переживал по этому поводу. Заикание усиливается при общении с малознакомыми и незнакомыми людьми. В детском саду предпочитает играть только со своими друзьями. В коллективных играх принимает участие с неохотой.
Похожие статьи:
Творческое воображение младшего школьника
Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гёт ...
Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его
протекания
Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении. Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является ...