Перед нами стояла задача: разработать содержание методики исследования уровня сформированности свойств слухового и зрительного внимания у дошкольников, страдающих заиканием.
Научно-теоретической основой для определения содержания методики констатирующего эксперимента, являются современные представления о таком сложном психическом процессе, как внимание, и особенностях формирования данного процесса у детей, традающих заиканием. Таким образом, при составлении методики мы учитывали, что внимание характеризуется пятью свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объёмом, а так же различными модальностями: внимание зрительное и слуховое. (Немов Р.С., Гальперин П.Я., Грановская Р.М., Волкова Г.А., Селивёрстов В.И.)
Рассмотрим более подробно содержание каждого из разделов методики исследования внимания у дошкольников.
Исследование переключения и устойчивости зрительного внимания (по методике Пьерона-Рузера, 2000)
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и устойчивости зрительного внимания ребёнка. Перед началом выполнения работы ребёнку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается, в том, чтобы в каждой из фигур поставить соответствующий знак, изображённый на образце.
Инструкция: «Посмотри внимательно на образец, и расставь знаки на своём бланке так же. Понятно?».
Оценка результатов:
5 баллов – безошибочно выполнили 100% задания
4 балла – безошибочно выполнили от 75% до 100% задания
3 балла – безошибочно выполнили от 50% до 75% задания
2 балла – безошибочно выполнили от 25% до 50% задания
1 балл – безошибочно выполнили до 25% задания
Выводы об уровне сформированности концентрации и устойчивости зрительного внимания:
5 баллов – очень высокий.
4 балла – высокий.
3 балла – средний.
2 балла – низкий.
1 балл – очень низкий.
С помощью данной методики оценивается объём зрительного внимания ребёнка. Для этого используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками (все остальные идут по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Испытуемому на короткое время предъявляются по одной каждая из восьми карточек. Каждая карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками даётся 10 секунд, 6-7 точками – 15 секунд, 8-9 точками – 20 секунд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать тебе карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Объёмом внимания ребёнка считается максимальное число точек, которое ребёнок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было безошибочно воспроизведено самое большое количество точек). Результаты оцениваются в баллах следующим образом:
5 баллов – ребёнок правильно за отведённое время воспроизвёл на карточке 6 и более точек.
4 балла – ребёнок правильно за отведённое время воспроизвёл на карточке от 4 до 5 точек.
3 балла – ребёнок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
2 балла – ребёнок правильно воспроизвёл от 2 до 3 точек.
1 балл – ребёнок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне сформированности объёма зрительного внимания:
5 баллов – очень высокий.
4 балла – высокий.
3 балла – средний.
2 балла – низкий.
1 балл – очень низкий.
Исследование концентрации и распределения зрительного внимания (методика «Корректурная проба»)
Основной задачей данной методики является проверка уровня сформированности устойчивости и концентрации зрительного внимания.
В ходе исследования ребёнку предлагается бланк. В каждой просматриваемой строчке ему необходимо зачеркнуть геометрические фигуры: круг и треугольник. При этом исследователь делает пометки цветным карандашом, каждые 60 сек. в том месте, где ребёнок в этот момент выполняет задания, что в результате позволяет оценить скорость выполнения работы, а именно тот объём, который был проделан за этот отрезок времени. Хотя такую характеристика, как скорость является сугубо индивидуальной для каждого ребёнка, поэтому здесь не может быть жёстких нормативов.
Похожие статьи:
Формирование мотивации учебной деятельности при обучении иностранных языков
Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке . И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют язы ...
Сущность и структура умения обобщать в процессе изучения природы
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления ребенка. Ж. Пиаже считал, что исследование развития логических операций в сознании ребенка позволяет то ...