Инструкция: «Перед тобой лежит карточка, на которой нарисованы геометрические фигуры. Тебе нужно из каждой строчки вычеркнуть фигуры: круг и треугольник. Если я своим карандашом буду ставить знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Если тебе всё понятно, приступай к выполнению задания».
Итогом исследование так же является оценивание результатов (к оцениванию допускается только безошибочное выполнение)
Так как концентрация и распределение внимания напрямую связаны с объёмом внимания, то критерии оценивания будут зависеть от того, какой объём работы был выполнен ребёнком.
5 баллов – безошибочно выполнили 100% задания.
4 балла – безошибочно выполнили от 75% до 100% задания.
3 балла – безошибочно выполнили от 50% до 75% задания.
2 балла – безошибочно выполнили от 25% до 50% задания.
1 балл – безошибочно выполнили до 25% задания.
Выводы об уровне сформированности переключения и распределения зрительного внимания:
5 баллов – очень высокий.
4 балла – высокий.
3 балла – средний.
2 балла – низкий.
1 балл – очень низкий.
Исследование объёма и устойчивости слухового внимания (по методике А.Р. Лурии, «Заучивание 10 слов», 1997)
С помощью данной методики также можно посмотреть уровень утомляемости и активности внимания.
Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи, фиксирует их последующее называние испытуемым, с помощью знаков «+» и «-» в бланке, где отведены несколько строк под номерами (№1-№5) для результатов соответственно первого, второго, и т.д. воспроизведения.
Первый этап:
Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу повтори те слова, которые запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»
Второй этап:
Инструкция: «Сейчас я снова прочту те же самые слова. Ты опять должен повторить их, и те, которые назвал в первый раз, и те, которые пропустил».
Перед следующими прочтениями экспериментатор просто говорит: «Ещё раз».
Через час ребёнку необходимо повторить те же слова, но уже без предварительного прочтения их экспериментатором.
Примечание: экспериментатор читает слова медленно и чётко.
По полученному протоколу составляется «кривая утомляемости». По ней так же можно проанализировать особенности устойчивости и объёма внимания. Если кривая на графике снижается, то можно говорить о высокой утомляемости и низком уровне устойчивости слухового внимания. Если «кривая» имеете форму «плато», то можно говорить об эмоциональной вялости ребёнка, отсутствии у него заинтересованности. Если «кривая» поднимается вверх, то можно говорить о высоком уровне устойчивости и объёма слухового внимания.
Материал для повторения: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.
Оценка результатов (оценивается безошибочное воспроизведение)
5 баллов – ребёнок воспроизвёл все 10 слов за 6 или меньше попыток.
4 балла – ребёнок воспроизвёл за 6 попыток 8-9 слов.
3 балла - ребёнок за 6 попыток 4-7 слов.
2 балла - ребёнок воспроизвёл за 6 попыток 2-3 слова.
1 балл - ребёнок воспроизвёл за 6 попыток не более 1 слова.
Выводы об уровне развития сформированности объёма и устойчивости слухового внимания:
5 баллов – очень высокий.
4 балла – высокий.
3 балла – средний.
2 балла – низкий.
1 балл – очень низкий.
Исследование концентрации и устойчивости слухового внимания (методика «Графический диктант»)
С помощью данной методики можно выявить особенности уровня сформированности концентрации и устойчивости слухового внимания у дошкольников.
Ребёнку предлагается выполнить задание под диктовку взрослого. Задание выполняется на тетрадном листе в клетку. По количеству ошибок допускаемых ребёнком можно определить не только уровень сформированности концентрации и устойчивости внимания, так же можно проследить и уровень сформированности умения ориентироваться на листе бумаги.
Для выполненья задания потребуется лист в клетку, простой карандаш, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать красивые узоры. Слушай меня внимательно, я буду говорить тебе как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Вспомни, где у тебя правая рука? Верно, это та, в которой карандаш. Вытяните её в сторону, куда она показывает? Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведёте её в эту сторону.
Покажите левую руку. Когда я скажу «налево», вы поведёте линию в левую сторону. Задание понятно?»
Похожие статьи:
Методические разработки
Урок 1. Урок – игра «Русское лото» Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда ...
Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с
лёгкой степенью умственной отсталости
По итогам констатирующего этапа исследования были проведены формирующие занятия с целью развития навыков внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения детей с нарушением интеллекта. В этих занятиях участвовали все дети экспериментальной группы. По мнению Лисиной и Ломова, психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а так ...