Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создал.
Духовно-эстетическая значимость предметной среды в современных условиях имеет очень большое значение, по этому современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития учащегося. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Постановка цели формирования дизайнерских навыков также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у учащихся особого типа мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением".
Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе».
Цель исследования:
Выявить эстетико-педагогические условия формирования дизайнерских навыков и мышления у учащихся на уроках технологии.
Объект исследования:
Обучение ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
Предмет исследования:
Процесс формирования элементов дизайнерских навыков и мышления в процессе обучения укладке керамической плитки.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме уточнить комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления учащихся.
2. Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления и навыков у школьников при обучении ремонтно-строительным работам, разработать методические рекомендации по их реализации.
3. Разработать и осуществить педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования:
Формирование у школьников дизайнерских навыков в процессе специально организованных занятий возможно, если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления, осуществлена постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе овладения специальными знаниями.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
диалектико-материалистический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых - дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов области трудовой, политехнической подготовки, технологического образования учащихся.
Методы исследования:
исследование выполнялось разнообразными принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, анализ опыта подготовки учителей трудового обучения в городских школах, метод беседы, математической статистики, изучение документации.
Похожие статьи:
Требования к организации факультативных занятий по математике
Основные задачи факультативных занятий по математике в средней школе - это углубление математических знаний учащихся; развитие способностей и познавательных интересов школьников. Факультативные занятия призваны вырабатывать у учащихся стремление самостоятельно добывать знания, формировать навык работы с дополнительной литературой. Индивидуализация обучения в процессе факультативных занятий приобр ...
Анализ результатов эмпирического исследования
ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей
Для изучения уровня сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей участвующих в эксперименте, нами были проведены исследования с использованием отобранных диагностических методик. В результате проведенного в контрольной и экспериментальной группах исследования, с использованием отобранных диагностических методик ...