Реализация идей информатизации образования требует разработки специальных подходов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия. Расширяется спектр применения возможностей средств ИКТ в учебном процессе, разрабатываются новые методы и формы обучения, модифицируются традиционные методики обучения различным предметам.
В новых программных продуктах не всегда эффективно используются дидактические возможности ИКТ, а значит использовать такой продукт в педагогической деятельности не всегда целесообразно.
Возможности современного презентационного оборудования (проекторы, экраны, интерактивные доски), намного выше, чем у традиционного лекционного оборудования, что позволяет педагогу единовременно опираться на всю триаду восприятия: слышу, вижу, пишу.
Наибольшая эффективность обучения достигается за счет демонстрации презентаций, при изучении тем, требующих использования значительного и разнородного учебного материала. Необходимо создавать избыточную базу данных, из которой можно было бы компоновать содержание урока по вкусу учителя и ожидаемому уровню аудитории. При изложении учебного материала учителя могут использовать широкий набор различных демонстраций, которые позволяют:
проиллюстрировать излагаемый материал видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением;
использовать фрагменты лекций или полностью лекции известных педагогов;
с помощью проекции на экран или интерактивную доску облегчить процесс восприятия информации благодаря использованию интересных, красочных, запоминающихся образов;
хранить, систематизировать, готовить новые демонстрационные материалы .
Традиционные средства обучения не позволяющие воспроизводить явления действительности, заменяются моделирующими программами, что делает занятия более насыщенными и интересными.
Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала дает возможность:
демонстрировать протекание сложных явлений и процессов, которые нельзя представить в реальных условиях или которые необходимо подчинить определенной методической позиции;
имитировать лабораторные работы, с возможность задания и изменения начальных и граничных условий;
представлять объект (модель объекта) и выделять его свойства;
получать статическое и (или) динамическое отображение результатов расчета при использовании наборов произвольных параметров в виде графиков, диаграмм, таблиц, моделей;
одновременно использовать средства трехмерного изображения, анимацию, видеосюжет и звук.
Таким образом, информатизация образования приводит к существенным изменениям форм и методов, содержания обучения. Внедрение средств ИКТ не приводит к вытеснению педагога, снижению его роли. Средства ИКТ становятся существенным дополнением к традиционным:
использование готовых мультимедийных программ;
создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения, с соблюдением основных требований целесообразного использования.
Применение компьютера в учебном процессе может быть следующим:
Где применять? |
Для чего? (какие задачи?) |
Что именно использовать? |
Как? |
На уроке вводного, текущего и итогового контроля. |
Для автоматизации процесса, экономии времени на обработку данных. |
Контролирующие и тестирующие программы. |
Оборудованный класс ПО. |
Ведение нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний. |
Для обучения на разных этапах урока. Демонстрация учебного материала. |
Обучающие программы, мультимедийные продукты. |
Оборудованный класс ПО. ПО и проектор. |
Проведение внеклассных мероприятий. |
Для реализации (развития) творческих способностей учащихся. |
Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр. |
Оборудованный класс ПО. ПО и проектор. |
Похожие статьи:
Рефлексивные умения в профессиональной
деятельности учителя
Рефлексия является одним из двигателей саморазвития личности, помогающая эмоционально пересмотреть, «пережить» осознаваемые достоинства и недостатки собственной личности. Рассматривая проблему рефлексии, мы акцентируем внимание на некоторых аспектах, которые представляются наиболее важными в рамках нашего исследования. Понятие рефлексии рассматривалось в работах философов (С.В.Гегель, Р.Декарт, И ...
Особенности формирования двигательных навыков и умений детей старшего
дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развивающего развиваются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Движения - основа здорового состояния организма человека, без них невозможна е ...