Методические основы изучения тем «Обыкновенные дроби и проценты» в школе

Страница 6

Чему равен 1% этой величины?

Сколько километров проехал мотоциклист по грунтовой дороге? Сколько километров проехал мотоциклист по лесной тропе?

Что общего в условиях предыдущих двух задач и чем они отличаются?

Замечание. Для учеников основная трудность при выполнении этих заданий заключается в том, чтобы понять: в первом предложении за 100% принята длина всего пути, а во втором – длина грунтовой дороги и лесной тропы вместе (оставшийся путь). Результатом выполнения таких упражнений является осознание учениками того, что в одной и той же задаче за 100% могут быть приняты разные величины.

Многие учителя, обучая детей решению задач на проценты, уже в V классе знакомят их с методом решения путем умножения (если надо найти процент от числа) или деления (если надо найти число по его проценту) числа на десятичную дробь, соответствующую данному числу процентов. Для этого достаточно показать, что, решая задачу в два этапа: сначала находим величину, которая приходится на 1%, затем отвечаем на вопрос задачи, получаем тот же результат, что и в случае умножения (деления) на десятичную дробь.

Такой подход к формированию умений решать задачи на проценты находится в единстве с подходами к изучению других тем программы. Знания по изучаемому вопросу формализуются только после того, как учащиеся полностью усвоили все понятия, свободно оперируют терминами, демонстрируют понимание смысла условий и вопросов тех или иных задач и упражнений по данному разделу, осознанно осуществляют поиск решения задач (Зубарева И. И.).

Таким образом, методика изучения дробей и процентов в 5-6 классе строится, опираясь на:

логику построения содержания начального курса математики, в основе которой лежит тематический принцип, позволяющий сориентировать курс на усвоение системы понятий и общих способов математических действий.

методические подходы к усвоению школьниками математических понятий, в основе которых лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими (графическими) и символическими моделями, а также формирование у учащихся представлений об изменении, правиле (закономерности) и зависимости.

систему учебных заданий, процесс выполнения которых носит продуктивный характер и, исходя из психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Учащиеся в результате практических действий, анализа ситуаций, соотнесения различных моделей подходят к осознанию основных понятий их свойств, формулируют их и применяют при выполнении различных заданий.

С учетом требований, предъявляемых к дидактическим программным средствам, было разработано мультимедийное пособие, отражающее системный подход к изучению обыкновенных дробей и процентов, которое может применяться на начальном этапе формирования основных понятий в рамках данной темы школьного курса математики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие статьи:

Когнитивно-культурный полиморфизм образовательных систем
Пришло время, и нам уже кажутся обыденными явления, втягивающие людей вместе с окружающей их жизнью в движение, которое стремительно приближает их к "обществу знаний". Этот процесс приводит к акцентированию когнитивного компонента в обучении, что само по себе ожидаемо. Однако зачастую в нем менее всего хотят видеть обращение к тем психическим составляющим индивида, которые способны усил ...

Пути и способы развития педагогических способностей
Способности – это свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку даются задатки – его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требов ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru