Сравнительный анализ параметров физического развития старшеклассников, обучавшихся в 1996-1999 гг. и 1985-1987 гг., свидетельствует о снижении средне популяционного показателя массы тела, возрастании на 10-13% числа лиц, имеющих астеническое телосложение, уменьшение роста на 0,5-1,5 см, окружности грудной клетки — на 4,5-8,5 см. Установлен регресс силовых возможностей по динамометрии правой кисти на 2,7-4,9 кг. Это отражает определенную физическую деградацию юного поколения за последние несколько лет.
Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3% , т.е. более чем в Зраза. С 40% до 75% увеличилось число девушек с хроническими заболеваниями. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти 40% юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных силах, а те, кто признан годными, редко отличаются хорошим здоровьем. За период прохождения воинской службы течение многих хронических заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем становится маловероятной.
Согласно исследованиям B.C. Лиходеда с соавторами (2000 г.), практически здоровыми оказались лишь 9,5% городских и 3% сельских учащихся. Скрининг-тестирование выявило наличие психоневрологических расстройств у 65,1% сельских школьников, пульмонологических, кардиоревматологических, лорзаболеваний—у 7,8%, 4,8%, 5,8% соответственно. У городских школьников аналогичные показатели составляют соответственно 58,3%; 12,3%; 14,.3%; 0,7%.
И.П. Егорова и соавторы, отмечают ежегодную тенденцию роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4% , нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. За изучаемый период заболеваемость сердечно-сосудистой системы увеличилась в 2,8 раза, а отсутствие организации питания в школе привело к росту хронических заболеваний органов пищеварения в 2,8 раза, заболеваний крови — в 3,3 раза: с 0,26% до 0,78% .
Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40% . (В США средние показатели — 18%; в Германии — 13%; в Польше — 21% .) По Москве снижение остроты зрения в школе (23,3-25,5%) выше, чем в среднем по городу (21,8%). Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается к концу обучения. С возрастом прогрессирует и степень близорукости. Так, высокие степени близорукости (6,0 Д и выше) в среднем и старшем возрасте встречаются в 2 раза чаще, чем в младшем школьном возрасте. Поэтому охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.
Основная медицинская группа назначается при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией и без коррекции) и степени аномалии рефракции до ±3,0 Д; подготовительная группа — при остроте зрения ниже 0,5 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции до ±3,0 Д и независимо от остроты зрения — при степени аномалии рефракции от 4,0 Д до 6,0 Д. Начиная с 7,0 Д, независимо от степени снижения остроты зрения, целесообразны дыхательные упражнения. При наличии изменений глазного дна, независимо от степени снижения остроты зрения, допуск к занятиям по физическому воспитанию решает офтальмолог.
Патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника) чаще встречается у ослабленных детей, перенесших болезни, особенно связанные с нарушением солевого обмена. Из сопутствующих заболеваний, влияющих на формирование порочных осанок, развитие деформаций, отмечаются заболевания глаз, пороки развития позвоночника, стоп, заболевания легких, сердца и др. Распространенность нарушений осанки и сколиоза у московских школьников значительно выше, чем в среднем по городу (10% против 4,9% и 6,5% против 0,4%, соответственно).
Похожие статьи:
Методические разработки
Урок 1. Урок – игра «Русское лото» Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда ...
Дидактические материалы к урокам
Лабораторная работа №1 Тема: Отрезки и многоугольники (5-7 класс). Цели работы: • образовательные: повторение тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», формирование навыков построения на плоскости. • воспитательные: формирование аккуратности, активизация учебной деятельности исследовательского характера. • развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположе ...