Состояние здоровья современного подростка

Страница 5

увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

Состояние здоровья сельских школьников по ряду показателей лучше, чем городских: меньше частота функциональных нарушений нервной системы, повышенного артериального давления, дискинезий желчевыводящих путей, ожирения, кариеса зубов, плоскостопия и сколиозов. Однако в сравнении со средними данными по России у сельских школьников резко выше показатели по травматизму (27% против 8%), по лор-заболеваниям (15% против 3%), близорукости (18% против 9%), аллергии (4% против 2,8%).

Необходимость повышенного внимания именно к функциональным отклонениям детей и подростков, отнесенных к I группе здоровья, определяется тем, что они в меньшей степени, чем причисленные к III-V группам здоровья, наблюдаются врачами, но именно у них (в 46,5% случаев) формируется хроническая патология, надолго закрепляющая в последующем таких детей в группах больных. Эти данные подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями и обусловливают необходимость дифференцированного подхода к лечению детей с учетом всей совокупности социально-гигиенических и медико-биологических факторов, существенно влияющих на исход отклонений в состоянии здоровья.

В исследовании здоровья десятиклассников, проведенных сотрудниками Центра образования и здоровья под руководством М.М. Безруких (2002), были получены следующие результаты. Наибольшее распространение имеет кариес (40,1% подростков), что указывает на низкую эффективность мероприятий по санации полости рта. Второе место по распространенности занимают нарушения осанки и другие нарушения опорно-двигательного аппарата (28,8%). Снижение остроты зрения выявлены по данным паспортов классов у 23,3%. Такое же распространение имеют заболевания эндокринной системы (патология щитовидной железы и др.), что авторы объясняют воздействием факторов периода полового созревания. Патология сердечно-сосудистой системы выявлена у 16% учащихся. Заболевания лор-органов (15,7%) и функциональные нарушения пищеварения (14,4%) идут следующими в списке наиболее распространенных отклонений в состоянии здоровья. Далее идут болезни органов дыхания (12,2%), аллергические заболевания (10,8%), нарушения нервной системы (10,0%).

Распределение по группам здоровья также фиксирует различие между школьниками, проживающими в городе и селе. Так, к I группе здоровья отнесены 24,3% девушек и 33,7% юношей из города и 36,0% и 38,2% сельских школьников соответственно. Ко II группе здоровья — девушек из города — 49,7% , юношей — 46,7%, а из села — 42,8% и 43,8% соответственно. К III группе отнесены 25,7% городских девушек и 18,8% городских юношей (20,4% сельских девушек и 17,5% сельских юношей).

Сниженный уровень здоровья старшеклассников отражается и в показателях острой заболеваемости, из которых на долю респираторновирусных инфекций приходится 48%, на долю гриппа —17%, на долю ангины —.12% общего числа простудных заболеваний. Всплеск этих заболеваний приходится на октябрь и февраль.

Оценка состояния здоровья школьников глазами их наставников представлена в результатах опроса репрезентативной группы педагогов (более 450 человек), который показал, что 65% оценивают состояние здоровья учащихся как «удовлетворительное», 26,3% — как «плохое», 8,4% — как «хорошее» и только 0,7% — как «очень хорошее».

Таким образом, приведенные данные, составляющие лишь незначительную часть опубликованных в последнее время материалов, свидетельствуют о выраженном неблагополучии здоровья учащихся наших школ. Влияние процесса обучения и его интенсификации на здоровье учащихся. К выводу о том, что обучение, получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие ученые и педагоги-практики. Более того, еще Екатерина Великая говорила, что надо не знаниями нагружать, а воспитывать интерес к учебе. В 50-60-х гг. XIX века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с не учащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что появление таких недугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего они получили наименование «школьных болезней». Это определение в 1870 г. дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы». В 1891 г. основоположник гигиены Ф. Эрисман писал, что «гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Коммуникативные структуры в научном сообществе
В предыдущей лекции уже упоминалась такая форма научной коммуникации, сыгравшая огромную историческую роль в развитии науки, как переписка ученых. Непосредственно личные контакты играли меньшую роль. Сейчас в науке личные контакты играют достаточно большую роль. Крупные научные центры одновременно являются и центрами обучения и общения ученых. Роль личного общения не только и не столько в том, чт ...

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru