Системная модель обучения включает: входные знания, формируемые школьной программной по информатике и информационным технологиям; выходные знания, формируемые вузовской программой по информатике; методики обучения, определяющие эффективность обучения (время обучения и уровень компетенции).
Общая характеристика учебной дисциплины информатика. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из "вещи в себе" должен стать "вещью для нас". Чтобы это произошло нужно:
Во-первых, информационный процесс формализовать в виде модели: выявить его отдельные компоненты (т.е. определить его состав); проанализировать на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент; представить каким-либо образом, состав и их взаимосвязи (т.е. отразить в некотором языке). В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации.
Во-вторых, найденная форма должна быть "материализована", т.е. "овеществлена" с помощью некоторого материального носителя.
Информационная модель. Представление любого процесса (в том числе и информационного) в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны: тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - "0", "1"). В этом случае информационный процесс становится "информационной технологией".
Общая логика развития курса информатики: от информационных процессов к информационных технологиям, проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Приоритетной задачей изучения курса информатики является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения информатики являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Такой подход позволяет: обеспечить преемственность курса информатики средней и высшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в средней школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках высшей школы); систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в средней школе, и углубить их в высшей школе; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер; сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основные направления информатики. Курсы информатики средней и высшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательных стандартах. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных отечественных учебниках информатики.
Наиболее известные в России и хорошо знакомые зарубежные классификации информатики представлены ЮНЕСКО и Computing Curricula - СС2001 (СС2005).
Структура информатики по ЮНЕСКО предполагает наличие следующих четырех разделов:
· теоретическая информатика (философские основы информатики; начала общей теории информации; начала компьютерной семантики; основы информационного моделирования; интеллектуальные информационные системы; информация и познание);
Похожие статьи:
Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Принцип наглядности, является одним из важнейших принципов обучения, теоретическое обоснование которого впе ...
Особенности речи детей с фонематическими нарушениями
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по ...