Лабораторная работа №1
Тема: Отрезки и многоугольники (5-7 класс).
Цели работы:
• образовательные: повторение тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», формирование навыков построения на плоскости.
• воспитательные: формирование аккуратности, активизация учебной деятельности исследовательского характера.
• развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположения, вариативность мышления.
Оборудование и материалы: карточки, подготовленные учителем, класс, оборудованный доской. Ученикам потребуются линейки и карандаши.
План работы:
1) постановка задачи;
2) последовательное рассмотрение частных случаев;
3) формулировка гипотезы;
4) решение схожих задач;
5) подведение итогов.
Форма организации: задания выполняются индивидуально, выдвижение гипотез и их анализ ведется в виде устного обсуждения.
Теоретический материал к лабораторной работе №1
В 5 классе ученики сталкиваются с понятием прямой, треугольника, четырехугольника и с аксиомой принадлежности: «Через любые 2 точки можно провести прямую и притом только одну».
Тогда сколько прямых на плоскости можно провести через 3 точки, 4, 5? Возможны несколько случаев:
1) когда никакие 3 точки не лежат на одной прямой;
2) 3 точки или более может лежать на одной прямой.
Данная лабораторная работа, рассчитанная не на весь урок, поможет детям закрепить аксиомы принадлежности, развить творческое мышление, умение находить закономерности и обобщать, использовать буквенную запись для обобщения.
Работа рассчитана на проведение в 5 классе после изучения тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник» (Н. Я. Виленкин, § 2) и «Буквенная запись» (Н. Я. Виленкин, § 9) на уроке или факультативе.
Относительно предложенной классификации лабораторных работ данная работа относится к 1 группе (лабораторные работы, после выполнения, которых можно высказать определенную догадку, гипотезу о рассматриваемой зависимости).
Задание к лабораторной работе №1
Учитель разбивает класс на группы по 2 или 4 человека и раздает каждому учащемуся по карточке. В начале лабораторной работы учитель дает указания к выполнению. После того, как ученики сформируют гипотезу, происходит общее обсуждение с учителем. Затем ученики решают оставшиеся задания в карточке.
Указания к лабораторной работе:
Получив карточки, последовательно выполняйте задания указанные на ней, заполняйте соответствующие ячейки и строки. Результатом выполнения работы должна стать гипотеза, о том какова зависимость между количеством точек и количеством прямых, которые через них можно провести. В ходе работы вы сверяйте свои результатыс остальными участниками группы. Гипотеза, которую вы сформируете должна быть общая для всей группы. После того как вы сформируете и запишете гипотезу приостановите выполнения работы и сообщите учителю. После разрешения учителя, решите оставшиеся задания, используя новые знания.
Выполняйте все записи и построения аккуратно.
Выдаваемая карточка:
Методические рекомендации:
В первом задании лабораторной работы табличка построена таким образом, что под ячейкой «Нарисуйте все прямые, которые можно провести через 3 точки» находятся 2 пустых ячейки, что должно подталкивать учеников к отысканию 2 вариантов построения прямой.
1 вариант: все три точки лежат на одной прямой;
2 вариант:точки не лежат на одной и той же прямой.
В следующем задании дается уточнение, отсекающее 1 вариант.
В ходе заполнения карточки уучеников должно получиться следующее количество прямыхдля двух точек -1,для трех - 3, для четырех -6, для пяти - 10, для шести - 15, для семи –21. Чтобы уменьшить вероятность ошибки, учащимся предлагается сверять свои результаты внутри группы.
Чтобы легче было увидеть закономерность, в карточке ученикам предлагается объединить все построения в один рисунок. Сначала нарисовать 2 точки, соединить их отрезком, затем на этом же рисунке 3-ю точку, соединить ее 2 отрезками с предыдущими, затем 4-ю. При таком построении хорошо видно как в найденной ранее последовательности последующее число получается из предыдущего.
После формулирования гипотезы группа сообщает учителю о своей готовности. Пока группа выполнившая задание первой ожидает остальных, учитель предлагает ей проверить свою гипотезу для 8 точек. Когда все группы будут готовы, происходит разбор гипотез.
Похожие статьи:
Роль внеклассной работы в воспитании культуры
энергосбережения
Работа по воспитанию культуры энергосбережения должна иметь обязательное продолжение во внеклассной работе. Это мероприятия, которые учат экономии и бережливости: - экскурсии «Электричество в школе» (Фото 5), «Электричество в моем населенном пункте»; Фото 5 – Во время экскурсии. Стенд «Экономия и бережливость» - викторина «Электроприборы в школе и дома»; - игра «Разведка бережливых дел»; - подгот ...
Из истории возникновения факультативных занятий
Новая форма учебной работы - факультативные занятия - была введена постановлением от 10 ноября 1966 г. в целях углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Введение факультативных занятий по выбору учащихся явилось важным шагом в деле дальнейшего совершенствования системы всеобщего среднего образования. ...