Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
В рамках деятельности студенческого научного общества по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний студентов педучилища, были отобраны студенты, отличающиеся по этническому и возрастному (16-17 лет) признакам. Из них – русские - 27, татары – 6, башкиры - 4, удмурты - 3.
Один из пунктов опросника предлагал высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 12 студентов считают такие различия нормальным явлением; 9 опрашиваемым нравится, что все люди разные; 4 - это явление не раздражает; 6 респондентов указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 8 отметили, что этнокультурные различия их раздражают. Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Некоторые не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. В целом образование должно донести до сознания учащихся тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни.
Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие студентов в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность .
Этнокультурная компетентность как объективно-субъектное явление включает в себя готовность изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Из 40 участников исследования 36 репондентов отметили, что им интересны культуры других народов и 28 хотели бы узнать больше о них; 11 не интересуются этой проблемой; 22удовлетворены своими познаниями; 18 человек не смогли определиться соответственно в своих интересах и желаниях. Следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).
Похожие статьи:
Требования к организации факультативных занятий по математике
Основные задачи факультативных занятий по математике в средней школе - это углубление математических знаний учащихся; развитие способностей и познавательных интересов школьников. Факультативные занятия призваны вырабатывать у учащихся стремление самостоятельно добывать знания, формировать навык работы с дополнительной литературой. Индивидуализация обучения в процессе факультативных занятий приобр ...
Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе
Для реализации данной программы используется учебник «Химия 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Москаева, С.Ю. Пономарёва, В.И. Теренина. – М.: Дрофа, 2000 . Рассматриваемая программа создана на основе стандарта среднего (полного) общего образования для общеобразовательных школ. Планирование является примерным и может быть скорректировано учителем в конкретных условиях. Планирование курса химии 10 ...