И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения.
Как показали исследования, студенты в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 16 опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 11 заявили, что постараются уйти от конфликта; 6 - попытаются договориться; 4 - будут искать компромисс и 3 - сделают вид, что ничего не произошло.
Чтобы познать другую культуру, приобщить к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. П.П. Блонский указывал, то «путь к общественной культуре лежит через национальное воспитание». Попытались выяснить, как студенты относятся к культуре своего народа и насколько глубоко они ее знают. 12 человек считают, что знают ее хорошо; 18 - знают частично; 8 - плохо и 2 - не знают совсем. На вопрос «Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?» 6 студентов ответили – всегда; 21 - иногда; 8 - очень редко и 5 - не соблюдают. При этом 28 опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 6 заявили, что их это не интересует, и 6 не желают этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым, органам управления образованием, педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди учащихся.
Как указывают некоторые исследования, положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос «Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу?» 16 студентов отметили – гордость; 14 - спокойную уверенность; 3 - никаких чувств; 3 - обиду; 4 - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции. Отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем некоторые цифры свидетельствуют не только об общем социально-политическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления самых различных аспектов воспитательной работе.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений. Концепции содержания национального образования определены в «Концепции модернизации российского образования»:
- развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийском социально-культурном контексте;
- создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности;
- формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительное отношение к духовному наследию, воспитание патриотов России.
Этнокультурный компонент в образовании – это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей студентов, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.
Похожие статьи:
Воспитание детей в семье
Бессмертный певец семейной жизни и семейного воспитания, великий педагог Генрих Песталоцци утверждал, что "семейные радости человека — самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемая детьми, есть самая святая радость человечества". Семейная педагогика охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В семейной педагогике д ...
Особенности методики проведения белорусских народных игр
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, являются как бы игровой прелюдией, даю ...