Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.
Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона, России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам.
Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России, других народов и стран.
Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, России, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах. «Народоведение», «Основы русской словесности», «Мировая художественная культура» и др.
Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии и т.д. (например, интегрированные курсы «Человек и природа», «Человек и искусство»).
Дополняющая модель предполагает изучение национально-регионального /этнокультурного компонентов в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий. Так, в педагогическом училище имеются хореографические, музыкальные, хоровые студии, кружки с направленностью; проводятся краеведческие, этнографические выставки, экскурсии.
Все эти кружки, студии, объединения позволяют приобщить студентов к сфере духовно-практической деятельности разных народов. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре осуществляется через овладение «инструментарием» ее познания «языком» ее художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов этнокультуры.
Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения. Исследовательские проекты представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в другую культуру. Исследования могут быть теоретическими и эмпирическими. Первые предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (в архивных документах, записках путешественников, фольклорных произведениях и др.). Вторые построены на наблюдениях, экспериментах и практической деятельности и предполагают работу с информаторами, т.е. непосредственное общение с этнофорами, исследование этнографических объектов, подлинных предметов народного быта, их воспроизведение (копии, слепки, муляжи, макеты, модели и др.), реконструкцию, участие в историко-этнографических экспедициях и пр. Приведем названия тем некоторых исследовательских проектов студентов, выполненных на базе педучилища «Национальные украшения татарского народа», «Общее и особенное в играх разных народов», «Традиции и обряды славян, связанные со строительством жилья» и др.
Похожие статьи:
Программа летней оздоровительной смены лагеря «Парус детства» Реабилитация
детей с ограниченными возможностями
1) Санаторно-лесная школа №7 – замечательная страна, жители которой попадают в сказочный мир игры и приключений, наблюдений и исследований. Одним из важнейших условий жизни школы является создание доступной среды и равных условий для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение происходит в рамках определенной системы знаний, в которой упор делается на активное участ ...
Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе
Для реализации данной программы используется учебник «Химия 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Москаева, С.Ю. Пономарёва, В.И. Теренина. – М.: Дрофа, 2000 . Рассматриваемая программа создана на основе стандарта среднего (полного) общего образования для общеобразовательных школ. Планирование является примерным и может быть скорректировано учителем в конкретных условиях. Планирование курса химии 10 ...