Студенты постепенно в практике реального общения открывают для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому наша цель – не только ознакомить их с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты. Наиболее оптимальными формами работы в этом направлении являются дискуссии, диспуты, дебаты по той или иной проблеме полиэтнического общества. Участие студентов и преподавателей в традиционных Грибушинских чтениях по проблемам школьного краеведения, историко-культурному наследию в контексте учебно-воспитательного процесса. Краеведческие Грибушинские чтения проходят с 1998 года. Конференция носит имя Михаила Ивановича Грибушина (1832-1889), почетного гражданина города Кунгура, купца первой гильдии, общественного деятеля и благотворителя.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому и настоящему нашего народа. Как живут люди Пермского края? Как работают и отдыхают? Что их радует и тревожит? Какие они соблюдают традиции и обычаи? Чем украшают свой быт? Ответить на эти и последующие вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Песни, танцы, сказки, обряды – это не только элементы народной культуры, но и первые средства воспитания. Необходимость их изучения и использования на уроках весома.
Народная культура является значимым элементом воспитания молодежи.
Считаем необходимым донести до студентов тот факт, что они являются носителями народной культуры. Поэтому проводим уроки – фестивали национальной культуры «Дружба народов Пермского края», урок – «Культура татарского народа», «Традиции народной игры». Издано методическое пособие «Духовность – ключ к воспитанию человека будущего». Знания, умения, полученные на занятиях в татаро-башкирском центре студенты применяют на уроках и внеклассных занятиях.
Приведем примеры из работы со студентами.
Игра «Спорные утверждения»
Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему межэтнических отношений, повысить свой уровень информированности.
Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен». Листы с утверждениями прикреплены по четырем сторонам помещения.
Ход. Ведущий представляет несколько спорных утверждений по заданной проблеме, участники должны встать у тех листков, на которых отражена их точка зрения, и объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут поменять листы утверждениями, более подходящими для них теперь.
Примерные спорные утверждения:
Не нужно показывать различия между народами и их представителями, так как это разобщает людей.
Нужно, чтобы в классе (школе) учились дети одной национальности.
Проблема этнических напряжений (конфликтов) раздувается СМИ, а на самом деле она не так глобальна.
Возрождение и поддержание народных традиций сдерживает продвижение общества вперед к более прогрессивному развитию.
Нужно говорить об общей российской культуре и стремиться ее развивать, а не поддерживать национальные.
Похожие статьи:
Роль родителей в формировании личности ребенка
Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, установок родителей. Внешне поведение родителей может быть вполне социально приемлемым, так как оно подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя социальная форма пов ...
Сущность рефлексии и способы ее проведения
Остановимся на наиболее характерных особенностях рефлексии учителя в системе «я и другие»: - предметом анализа учителя в данном случае является некоторое практической решение, полученное в опыте других учителей или в его собственной деятельности; - по отношению к решению учитель занимает своеобразную исследовательскую позицию. Его целями являются выработка достаточно отчетливого представления о д ...