Девиантное поведение, по мнению исследователей (С.А.Бадмаев, С.А.Беличева. А.Д.Гонеев, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищев, М.И.Рожков, В.Г.Степанов, Н.М.Трофимова) может проявляться в виде: а) особенностей психического процесса (подвижность или заторможенность нервных процессов, их устойчивость или слабость и.т.п.); б) социально-обусловленных качеств личности и черт характера (неорганизованность, лживость, агрессивность и др.); в) низкого уровня общей культуры, (неопрятность, равнодушие, пропуски учебных занятий, уход из дома, конфликты и т.п.); г) проявления вредных привычек (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение). По-существу, данный перечень определяет объекты деятельности коррекции девиантного поведения. В результате исследований было выявлено, что факторы проявления девиаций взаимосвязаны. Из индивидуально-личностных факторов, самыми важными и постоянно присутствующими, являются локус контроля и уровень самоуважения (И. Кон, с.255 ).
Ряд авторов (К.Мак Кэгни, Д.Миллер, С.Смит, Р.Меййер) предлагают различать "первичную" и "вторичную" девиацию. Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины. Вторичная девиация – подтверждение (вольное, невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение. Девиации в поведении школьника, как и любые другие человеческие поступки, являются результатом взаимодействия между микросредой и личностью с присущими ей качествами.
Как правило, подростки с отклоняющимся поведением имеют характерные черты личности, социально-психологические особенности, которые могут касаться интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, других сфер личности, саморегуляции. Типичными чертами подростков являются стремление к новизне, оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание бороться, утверждаться, изменить существующую систему взглядов, принятых в среде ближайшего окружения, что становится почвой для девиантного поведения (А.В.Мудрик, И.С. Кон, ).
Подростки, имеющие девиации, часто могут быть раздражительны, импульсивны, агрессивны, конфликтны, что создает значительные трудности для воспитания. Исследователи подчеркивают, что характерной особенностью направленности личности трудных школьников является эгоизм, основными мотивами поведения у них становятся собственные желания, капризы. По мнению В.Н.Мясищева, таким подросткам свойственны: негативное отношение к школе, стремление к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, азарту, демонстративное нарушение правил.
Особенности интеллектуального и эмоционально-волевого развития таких подростков обусловлены недостаточным развитием познавательных способностей, что выражается в неумении логически мыслить, предвидеть последствия собственных поступков, в отсутствии интереса к научным, социальным проблемам, вопросам истории, духовной культуры. Дефекты воли характеризуются избирательным действием. Для достижения желаемой цели дети и подростки с отклонениями в поведении могут проявить выдержку и настойчивость, смекалку. Но для преодоления трудностей, связанных с выполнением обязанностей, воли не хватает. По высказыванию Д.И.Фельдштейна (1995) самоутверждение подростка может быть социально-полярным, проявляться от подвига - до правонарушения.
Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера (Леонгард К.), представляющие по определению Личко А.Е. "крайние варианты нормы", при которых отдельные черты характера усилены, и возникает уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий (центр Консорциума "Социальное здоровье России"). Навыки антиобщественного поведения у подростков нередко появляются раньше, чем они могут осознавать свои поступки, отмечает К.С. Саркисов (1979).
Похожие статьи:
Теоретические аспекты
использования активных форм обучения биологии
Прежде чем перейти к рассмотрению активных форм обучения, попробуем разобраться, что в педагогике вкладывается в понятие «форма». Форма в обучении означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отображает характер взаимосвязей участников педагогического процесса. Современные дидакты выделяют такие группы форм обучения: • формы организации всей системы обучения, учебно-воспитательного пр ...
Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно- коммуникативному или коммуникативному). Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Совр ...