Выстраивание целенаправленной, на протяжении длительного времени, работы с трудными детьми и подростками требует интеграции усилий многих специалистов: педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, администрации, родителей. Авторы [М.И.Рожков] подчеркивают, что коррекционная работа с трудными подростками должна строиться на стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму административно-взыскательных мер.(концепция)
В целом ряде исследований отмечается, что положительные эмоции повышают эффективность педагогического влияния на личность, а отрицательные психические состояния мешают выполнению требований педагога. Следовательно, в воспитательной деятельности важными являются учет психологических состояний обучающихся и выбор меры воздействия в соответствии с ними. В этом случае для педагога имеют значение индивидуальные, возрастные, психологические особенности воспитанника, ситуация в семье, школе, на улице, где проводит время ребенок.
Поведение учащегося, его успеваемость, взаимоотношения с учителем находятся в зависимости от индивидуального стиля преподавателя: автократический, авторитарный, демократический, либеральный, объединяющий [Б.А.Карпушин, ]. Использование педагогами авторитарного, либерального стилей часто приводит к конфликтам, пропускам занятий, снижению учебной мотивации, потере интереса к школе. Проведенные социологические исследования показывают, что 46% опрошенных учителей пользуются авторитарными методами и не скрывают этого. Соответственно, личность, сформированная в результате взаимодействия в авторитарном стиле, может иметь склонность к насилию и подчинению (Галкин С.А., 2006).
Большое влияние на формирование личности подростка оказывает группа сверстников, с которой он общается. От направленности группы, стиля ее общения зависит характер поведения ребенка, развитие потребностей, интересов. Сущность внешкольного группового общения - процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами, духовными ценностями между сверстниками.
В ходе изучения групп и группового общения исследователями (И.П.Башкатов, А.Д.Гонеев, Е.М.Данилин, И.С. Полонский, А.Е.Тарас) определены важные параметры группового общения педагогически запущенных подростков: объем групп; их возрастной, социальный состав; дана классификация (неорганизованные, относительно организованные, организованные, с устойчивой отрицательной направленностью).
Все приобретенные личностью социальные установки, нравственные идеалы, ценности в процессе социализации подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в конкретной группе, утверждает Андреева Г.М. В связи с чем, для подростка имеет большое значение, в каких группах осуществляется становление его личности и с кем он взаимодействует. Социально-психологические качества личности формируются в условиях совместной деятельности, общения с другими людьми. Вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Позитивную направленность личности, уровень ее развития определяют: умение сотрудничать, участвовать в принятии коллективного решения, соподчинять с другими свой стиль деятельности. Позиция группы со своей стороны также оказывает стимулирующее влияние на эффективность деятельности отдельной личности. (Концепция)
Коррекционно-воспитательная работа с группой подростков должна строиться на сочетании прямого и опосредованного косвенного воздействия, так как они могут оказывать сопротивление прямому воспитательному воздействию. Необходимо определить: направленность группы, структуру группового общения, деятельность группы, отношения с окружающим миром. Важно не только выяснить участие подростка в неформальном объединении, но и узнать какие потребности он реализует при этом [А.Д.Гонеев]. Затем намечается последовательность коррекционно-педагогической деятельности с группой общения подростка. (Концепция)
Похожие статьи:
Понятие и особенности художественно-творческих способностей
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "та ...
Роль внеклассной работы в воспитании культуры
энергосбережения
Работа по воспитанию культуры энергосбережения должна иметь обязательное продолжение во внеклассной работе. Это мероприятия, которые учат экономии и бережливости: - экскурсии «Электричество в школе» (Фото 5), «Электричество в моем населенном пункте»; Фото 5 – Во время экскурсии. Стенд «Экономия и бережливость» - викторина «Электроприборы в школе и дома»; - игра «Разведка бережливых дел»; - подгот ...