Имеющиеся классификации методов на сегодняшний день характеризуются нежелательным разнообразием. На наш взгляд, это связано с недостаточностью исследования проблемы. Отсутствие единства подходов к классификации методов затрудняет представление их сущности и, как следствие, затрудняет выбор (по критериям необходимости и достаточности) и реализацию (по критерию целевой состоятельности) в системе практической деятельности педагогов.
Исходя из определяемых нами потребностей данного исследования, мы, в большей мере ориентировались на группы методов классифицированных И.П.Подласым и С.А.Смирновым/ В классификации, предложенной И.П.Подласым, выделяются такие группы методов как традиционно-принятые; инновационно-деятельностные; неформально-межличностные; тренингово-игровые; рефлексивные. С.А.Смирнов, предложил выделять такие методы как - формирование социального опыта (поручение, требование, упражнение, пример); осмысление своего поведения (беседа, дискуссия, рассказ); самоопределение личности школьника (задание самому себе); стимулирование и коррекция действий, межличностных отношений (поощрение, наказание, соревнование).
Основу методов воспитания составляют средства и приемы, применяемые в единстве. Средства воспитания – явления окружающей действительности, которые педагог подчиняет своему влиянию и использует в воспитании. Исторически сложились средства физического воспитания такие, как гимнастика, игры, туризм, спорт. К ним относятся также оздоровительные силы природы, гигиенические факторы [Л.П.Матвеев]. Приемы воспитания – частные случаи действий по использованию средств воспитания в соответствии с педагогической ситуацией [И.П.Подласый], составная часть метода, один из его "кирпичиков" [С.А.Смирнов].
В процессе физического воспитания, открываются большие возможности для умственного, эстетического, трудового, нравственного видов воспитания личности. Физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной работоспособности. Умственное воспитание повышает качество физического воспитания за счет осознания сущности задач, творческих поисков их решения. Образовательная часть умственного воспитания в процессе физического заключается в формировании специальных физкультурных знаний. Воспитательная часть - развитие интеллектуальных качеств (сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов). Средствами умственного воспитания являются знания, определяемые программами физического воспитания для общеобразовательных учреждений.
Физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, эстетическое воспитание повышает эффективность первого за счет внесения положительного эмоционального момента, стимулов к занятиям. Средствами эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности являются виды физического воспитания (праздники, выступления, природные условия). В качестве методов используются: эмоциональное объяснение, технически совершенный показ; вдохновляющий пример в действиях, волевое усилие; приучение к творческим проявлением красоты.
Отношение к труду - один из важнейших критериев воспитанности личности. Содержанием трудового воспитания является учебный труд, трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими упражнениями, общественно-полезный труд. К средствам относят: учебный труд (в процессе тренировочных занятий, соревнований), выполнение обязанностей. Методы трудового воспитания - приучение к труду, пример образцового труда, оценка результатов.
Ведущее значение в общей системе воспитательной деятельности имеет нравственное воспитание. По мнению П.Ф.Лесгафта, следствием правильного умственного и физического воспитания является нравственное развитие. Большое внимание вопросам связи физического воспитания с нравственным уделяли [Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, Н.И.Подвойский, Н.А.Семашко]/.
Похожие статьи:
Проблема наркомании в социальной педагогике
Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психологической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родите ...
Учебно-методический комплекс по системе В. Д. Эльконина –В. В. Давыдова
Система существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова). УМК системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам: - ...