К методам нравственного воспитания, используемым, в сфере физкультурной деятельности относят: убеждение; упражнение, приучение; беседы; диспуты на этические темы; наглядный пример; поощрение (одобрение, похвала, благодарность, доверие педагога); наказание (замечание, выговор, обсуждение). Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, применяемые для формирования нравственных понятий, убеждений, привычек нравственного поведения [ (В.В. Белорусова].
Педагогически правильно организованная физкультурно-спортивная деятельность, которая приносит занимающимся большое эмоциональное удовлетворение, является настоящей школой нравственного опыта, а процесс спортивной тренировки – одним из средств воспитания. Данное обстоятельство имеет решающее значение для воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в поведении.
Упражнение – многократное повторение действий, поступков, в результате чего формируются нравственные привычки. Приучение является следствием упражнения. В процессе физического воспитания этот метод имеет решающее значение. В его содержание входят приучение: к соблюдению дисциплины (точность выполнения заданий, отсутствие опозданий, пропусков занятий, следование распорядку дня, интенсивность работы); к самостоятельности, к проявлению инициативы (заинтересованность в "собственном росте"), к преодолению недостатков, оценке и анализу персональных изменений); к совместной деятельности в коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, гуманные отношения друг к другу).
Важная роль отводится методу положительного примера, в качестве которого может быть жизнь замечательных людей, спортсменов, тренера, их патриотизм, мужество, совершенная техника в виде спорта. Методы нравственного просвещения (беседы, сообщения, диспуты) направлены на оказание помощи подростку в понимании значения норм поведения. Поощрение (выражение положительной оценки действий спортсмена) и наказание (педагогическое стимулирование, выражающее отрицательную оценку совершенного поступка), как методы нравственного воспитания применяются в тренировочном процессе, в жизни спортивного коллектива при условии их педагогической и психологической обоснованности.
В процессе нравственного воспитания важнейшую роль играет коллектив, в котором школьник учится, тренируется. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н.К.Крупской, А.С.Макаренко [Смирнов С.А.]/ Идея первичного коллектива [А.С.Макаренко], как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка, принцип параллельного действия, система перспективных целей с успехом использовались при воспитании. Творческое развитие представлений А.С.Макаренко было продолжено в работах В.А.Сухомлинского (коллектив как средство духовно-нравственного развития); Т.Е.Конниковой (воздействие коллектива в зависимости от нравственно ценной активности ребенка); Л.И.Новиковой (гуманистические отношения в коллективе); А.Т.Куракина, А.В.Мудрика (управление детским коллективом). Смирнов С.А.
Положительными примерами воспитания в коллективе является концепция "общинности" коллектива, объединяющего детей разного возраста и взрослых, что позволяет передавать жизненный опыт, традиции, ценности [В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова], идея межвозрастных детских объединений (Г.К.Кравцов), сотворчества, сотрудничества в деятельности учащихся и учителей [В.А.Ситаров, В.Г.Маралов].
Спортивный коллектив – это группа детей и подростков, объединенных любовью к занятиям спортом, перед которым стоит коллективная задача одержать победу в спортивных единоборствах с другими командами [Деркач А.А.]. Сплоченный коллектив оказывает благотворное влияние на развитие способностей подростков, делает их жизнь содержательной, помогает поддержать в трудные минуты [В.В.Белорусова].
Похожие статьи:
Специфика интегрированных курсов для начальной школы
Опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов – объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет (например, «Основы здоровья и физическая культура» (авт. Зубалий М. и др.), «Искусство» (авт. Масол Л. и др.), Окружающий мир» (авт. Пушкарёва Т.), «Художественный труд» (авт. Тименко В. и др ...
Профессиональные обязанности классного руководителя
Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования. Цель работы классного руководителя – содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жиз ...