Чем же характеризуется нетрадиционный урок? В современной методической литературе мы находим множество определений, раскрывающих это понятие с разных сторон.
«Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционной (не установленной) структуры».
«Нестандартные формы урока - это переосмысление построения основных его этапов с достаточным уровнем креативности, использованием переноса других форм внеурочной активности, применением современных информационных технологий и интеграцией с другими предметами школьной программы».
Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.
Анализ педагогической литературы позволил нам выделить несколько десятков видов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
уроки «погружения», деловые игры, пресс- конференции, соревнования, уроки типа КВН, театрализованные, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, аукционы, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, творческие отчеты, конкурсы, бинарные уроки, уроки-обобщения, фантазии, игры, «суды», уроки поиска истины, лекции, семинары, концерты, диалоги, «Следствие ведут знатоки», «Поле чудес», уроки - ролевые игры, конференции, интегрированные уроки, экскурсии, путешествия и т.д.
Существует множество типологий нестандартных уроков, мы приведем две наиболее распространенные из них: по методическим функциям и по форме проведения.
Таблица 1. Типология уроков по методическим функциям
Типы уроков | ||||
Формы уроков |
Уроки формирования новых знаний |
Уроки обучения умениям и навыкам |
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений |
Уроки проверки и учета знаний и умений |
уроки - экспедиции (путешествия) уроки-исследования уроки-инсценировки учебные конференции ("пресс-конференции") интегрированные уроки. |
Практикумы творческие практические работы уроки-диалоги и семинары уроки с ролевой, деловой игрой |
Семинары повторительно-обобщающие диспуты игровые: КВН,"Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай"интегрированные, театрализованные уроки уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. |
Зачетные викторины, конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, Творческие отчёты. |
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Творческие уроки: урок-фантазия, урок-сказка;
2. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения;
3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет;
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, "живая газета", устный журнал;
5. Уроки, основанные на применении современных информационных технологий: Интернет-проект, веб-квест;
6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
7. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина;
8. Интегрированные уроки.
Вышеперечисленные формы уроков широко используются в обучении иностранным языкам.
Похожие статьи:
Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. В диал ...
Исследование «Преодоление барьера»
Социологическое исследование. Метод проведения исследования – анкетирование. Место проведения исследования – СЛШ №7 Исходя из целей исследования, была определены целевая группа опрашиваемых: Дети из СЛШ №7. Были разработаны две анкеты. Для здоровых детей и для детей инвалидов (см. приложение). Каждая анкета содержит 5 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа) и 2 открыт ...