Многоплановое культурное общение проявляется во всех сферах деятельности объединения. Это – общение руководителя и кружковцев, кружковцев друг с другом и с их коллегами профессионалами, членов объединения с аудиторией и т. д.
Особенно актуально усиление элементов межличностного общения в учебной работе, занимающее ведущее место во многих кружках. Сама природа учебного процесса может подталкивать руководителя, особенно неопытного, на жесткую регламентацию, авторитарность, некритическое повторение опыта учебных заведений или профессиональных коллективов. В творческом объединении требуется вводить в повседневные занятия механизм элементов, развивающих инициативу, самостоятельность (самообразование, участие в планировании учебы, элементы методических поисков самих кружковцев). От насыщения учебных занятий общения и самодеятельностью зависит интенсивность и продуктивность культурно-эстетического развития участников объединения и рост их творческого мастерства. Ограничения кружковой жизни стандартными репетициями, отсутствие системы взаимодействия, направленной на сплочение, совершенствования коллектива – нередкая причина неудовлетворенности членов объединения его работой. Это зачастую приводит к застою в работе, нестабильности состава, а то и к распаду объединения.
Руководитель объединения не всегда чему-то учит его членов. Но он всегда возглавляет и рационально строит совместную деятельность, т.е. выступает как организатор.
Особенности работы объединения требуют от руководителя выполнение трех взаимосвязанных функций:
1) Руководитель – это человек объединяющий группу. Эта функция сходна с неформальным лидерством и требует соответствующих качеств. Они инициативны, им свойственны заинтересованность в достижении общей цели, хорошая информированность о делах группы, общительность и личная привлекательность. Руководитель призван систематически заботится о сплочении группы, о развитии ее внутренних связей, нужных для лучшего достижения общих целей. Он должен помочь каждому ее члену найти достойное и прочное место в системе личностных связей., обделенные симпатиями и товарищеским общением, переживают это болезненно, не могут полно - проявить свои возможности и не редко покидают коллектив. Если в объединении есть изолированные или тем более «отверженные», это снижает прочность всего объединения. Руководитель должен уметь быстро выявлять потенциальных лидеров и выдвигать на ведущие позиции в объединении тех из них кто обладает четкими коллективистскими установками.
2) Руководитель – воспитатель коллектива, т.е. постоянно ориентируется на ведущие принципы воспитания: формирование личности через организацию деятельности, опора на лучшее качество воспитуемых, комплексный подход к воспитанию. Один из главнейших воспитательных факторов – сама личность руководителя, его пример, При этом широчайшее применение должен находить «принцип параллельного действия», т.е. принцип влияния на человека через группу, к которой он принадлежит (А.С.Макаренко).
3) Руководитель – организатор целевой деятельности. В организации любых конкретных дел всегда вплетены определенные воспитательные задачи: работа начинается с выработки стратегий и тактики их решения.
Отметим качества, которыми должен обладать организатор:
- понимание природы человеческих отношений и способностей;
- умение быстро и точно оценивать психологические особенности людей, мотивы их поведения, внутренние составление, отношения с партнерами, способность правильно соотносить задачи коллектива (его составом), ориентироваться в возникающих ситуациях и прогназировать их развитие.
Похожие статьи:
Работа с родителями
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются: - повышение уровня педагогической культуры родителей; - посещение ...
Педагогическое общение в
структуре педагогической деятельности
Педагогическое общение - есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств. А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педаго ...