Для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.
К началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют с предметами лишь самое отдаленное сходство.
Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности. Это совершенствование имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, которые ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Рисунок взрослого отображает только те свойства предмета, которые можно воспринять зрительно. Ребенок же использует весь опыт. Поэтому среди детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так, нередко дети плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник) после ее ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него коротенькими черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета. Такие изображения остроугольных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели сложившийся раньше графический образ в виде замкнутой кругообразной линии.
Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена прежде всего тремя моментами: имеющимися в распоряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно-осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое понимание предмета, свое знание о нем.
Рисунок ребенка медленно, но верно развивается в направлении, приемлемом для данной культуры. В построении графических образов ребенок все больше ориентируется на зрительные впечатления. К этому приводят его взрослые, которые отвергая неудачный с их точки зрения рисунок, предлагают посмотреть на предмет.
Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отображающие характерные черты изображаемых предметов. Постепенно графические образы становятся все более соответствующими реальному предмету. Однако детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычных графических образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, так как они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей, Усваивая шаблон, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Только специальная задача, возникшая в процессе рисования, заставляет ребенка, не изменяя шаблона, пририсовывать к нему отдельные детали.
Закрепление графических построений, превращение их в шаблоны в рисовании детей имеют двоякое значение для развития изобразительной деятельности. С одной стороны, шаблонизация графических построений создает основу изобразительной деятельности: рисующий соотносит реальный предмет и возникающий образ этого предмета с известным ему набором графических построений. Перестройка детского рисунка связана не с ликвидацией, а с преобразованием графических образов под влиянием восприятия и представлений о реальных предметах.
Похожие статьи:
Содержание и характер домашней работы младшего школьника
Домашняя работа учащихся при обучении математике нужна. В ходе домашней работы укрепляются вырабатываемые навыки, создаются данные для тренировки детей в независимом использовании приобретенных под руководством педагога познаний. Впрочем, исследуя навык, приходится констатировать, что одним из типичнейших изъянов в постановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузка учащи ...
Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента
С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Анализ методической литературы с целью отбора игр и упр ...