Однако, с другой стороны, шаблоны представляют большую опасность для дальнейшего развития детского рисования, Если не управлять этим процессом ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов.
Шаблоны могут иметь двоякое происхождение. Одни вырабатываются у ребенка в процессе ориентировочного поиска графического образа предмета, другие возникают из подражания графическим образцам.
Наиболее легко стереотипизируются и становятся шаблонными графические образы, возникшие путем подражания. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев и т.п. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью – на протяжении десятилетий они передаются из поколения в поколение. Зачастую такие изображения переживают изображаемое. Как иначе объяснить появление в рисунках современных городских детей изображений домов в виде маленьких избушек.
Е.А. Флерина называет явление закрепления графических образов «рутинерством в детском творчестве». «Многие авторы, – пишет Е.А. Флерина, – исследующие детское творчество, отмечают «консерватизм» ребенка, «рутинерство», его стремление придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед. Отмечается также «автоматизм» в повторении усвоенного, что мешает ребенку достаточно интенсивно совершенствоваться и часто приводит к «застою» .
Причину этих явлений Е.А. Флерина видит не в «умственной лени» ребенка, а в «плохом воспитании» и в невнимательном руководстве детской изобразительной деятельностью. Ребенок, предоставленный самому себе, часто тратит ненужные усилия на решение какой-либо по существу не столь сложной задачи, и понятно, что, достигнув успеха, он за него излишне долго держится. Ребенок часто просто не догадывается о новых возможностях улучшения своего рисунка. Воспитатель должен направить ребенка на решение новых задач. Уклон автоматизированного навыка в рисовании является творчески нецелесообразным, так как ведет к созданию шаблонных форм.
Воспитатель должен вовремя заметить столь ложный путь работы и указать другой способ творческого решения задачи, т.е. вызвать стремление создать разнообразные, индивидуализированные образы.
Застои в развитии детского творчества бывают временные, кажущиеся, как периоды внутреннего накопления, которые затем дают скачкообразное движение вперед; но бывают застои и как результат детской пассивности. Наблюдаются они чаще всего в тех случаях, когда многое делают за ребенка, вводят шаблоны, готовые формы в его творчество, а еще чаще, когда ребенка не учат самостоятельно разрешать задачи.
Итак, тенденция к закреплению графических образов – одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим ребенку для создания изображения. Важно, каким путем появился образ – найден ли он ребенком в собственных поисках или же возник в результате копирования готовых образцов. Важно, также, переносит ли ребенок графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, ищет новые способы изображения.
Одна из причин появления шаблонов в рисунках детей – неправильно организованное обучение, невнимательное руководство изобразительной деятельностью дошкольников или же отсутствие такового. Необходима специальная работа, направленная на преодоление стереотипности графических образов в рисунках детей. В задачи обучения должно входить закрепление новых графических построений и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс.
Похожие статьи:
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к
социуму в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательного
учреждения
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости: 1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; 2. имбецильность — глубокая умственная отсталость; 3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость. По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость под ...
Роль досугов в обучении детей старшего возраста двигательным умениям и
навыкам
Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает то ...