Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция – эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.
Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов. Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причем передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.
Наиболее доступным видом изобразительного искусства для детей является иллюстрация. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства. Чтобы ребенок мог осознать замысел, идею картины, он должен научиться воспринимать ее, разбираться в изобразительных средствах, которыми воспользовался художник для создания образа.
Художественная доступность подразумевает учет трудности понимания для ребенка перспективы. Не случайно В.В. Лебедев и В.М. Конашевич передавали пространство условно, помещая на рисунке вверху листа то, что далеко, а внизу то, что близко, – это более понятно ребенку. Обычный прием – уменьшение дальней фигуры – для детей не столь убедителен и ясен, как для взрослых. Затрудняет ребенка и восприятие ракурса, что обосновано психикой детей, недостаточным развитием их зрительного навыка.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.
В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутреннее оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И. Жуковская, В.А. Езикеева, Р.П. Чуднова и др.). Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Исследования В.А. Езикеевой и Т.А. Репиной подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.
Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной опоры. Возникает «внутреннее содействие» положительным героям произведения, «мысленное прослеживание» словесно описанных событий. Поэтому старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
Похожие статьи:
Урок иностранного языка как традиционная форма обучения, его специфические
особенности, важнейшие требования и задачи
В методической литературе существует множество определений такой организационной формы обучения как «урок». «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, ...
Коммуникативные структуры в научном сообществе
В предыдущей лекции уже упоминалась такая форма научной коммуникации, сыгравшая огромную историческую роль в развитии науки, как переписка ученых. Непосредственно личные контакты играли меньшую роль. Сейчас в науке личные контакты играют достаточно большую роль. Крупные научные центры одновременно являются и центрами обучения и общения ученых. Роль личного общения не только и не столько в том, чт ...