Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников

Новая педагогика » Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения » Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников

Страница 3

Также использовался тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.

Подготовка исследования.

Подбирались альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Подготавливались цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования.

Ребенка 7-8 лет просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно проводилась вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т.д.).

Обработка данных.

Выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливался тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т.д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Коэффициент оригинальности находился по следующей формуле:

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей.

Таким образом, выясняется уровень оригинальности всего класса в целом, а не каждого учащегося.

В исследуемой группе на констатирующем этапе он равнялся двум, много это или мало можно узнать только после проведения следующих этапов эксперимента и обобщения результатов.

На основе изученных теоретических подходов передовых трудов педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам чтения у младших школьников, было сделано предположение о том, что творческие способности, которые ребёнок может применить на уроке, способствуют повышению интереса к данному предмету. Но для того чтобы развивались творческие способности, необходимо наличие на уроке приёмов их развития. С целью апробации таких приёмов в 1 "б" классе проводился формирующий эксперимент. Суть его заключалась в том, что явления и процессы изучались в строго контролируемых условиях. В процедуре исследования проводились уроки чтения в соответствии с календарно-тематическим планом учителя, на каждом уроке детям предлагались различные творческие задания. В таком случае был изменен один фактор при неизменности и контролируемости других. Даты, темы и соответствующие им творческие задания отражены в календарном плане эксперимента. Эксперимент проводился на определённом отрезке времени. Так же во время формирующего эксперимента проводилось педагогическое наблюдение.

Наблюдение - это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов наблюдения. Оно является важным и наиболее распространённым видом сбора информации. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. В результате наблюдения можно сделать вывод о том, есть ли положительная динамика.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. В диал ...

Комплекс заданий для начального этапа обучения чтению
Предлагаем комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же ограниченный языковой материал используется в различных текстах и отрабатывается учащимися в различных мыслительных действиях, что обеспечивает многократность его повторения и прочность усвоения. При этом варьирование заданий, постановка посильных проблем дают возможность поддерживать интерес школьников ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru