16) я хочу развивать сотрудничество между учениками.
17) важно, чтобы учащиеся имели уверенность в себе.
18) учащиеся должны научиться думать о нуждах других людей.
19) важно, чтобы учащиеся имели возможность самореализации.
20) учащимся должно быть ясно содержание учебного материала для повседневной жизни.
Студенты могут выполнять данное задание в парах, а потом презентовать в группе, что активирует групповую рефлексию. Необходимо отметить, что данное задание требует активизации всех видов рефлексии (интеллектуальная, личностная, кооперативная, коммуникативная). Кроме того, обсуждение проводилось по алгоритму, описанному выше.
Приведем пример выполнения задания студентами.
Методика предельных смыслов предлагает ответить на вопрос: «Зачем студенту нужна рефлексия педагогической деятельности?». После ответа студенту опять задается вопрос: «Зачем?» и так продолжается до тех пор, пока не появится окончательный ответ, который несет предельную смысловую нагрузку. В процессе выполнения этого диагностического задания студенту оказывается помощь с целью оценки предельности ответа. Для этого задаются дополнительные вопросы к окончательному ответу, оперативно анализируется содержание имеющихся ответов и ответов на дополнительные вопросы. В случае их повтора процесс диагностирования прекращается.
Главную особенность данной методики как проективной можно обозначить как относительно неструктурированная задача, то есть как задача, допускающая почти неограниченное число возможных ответов. Данная методика весьма эффективна как средство для «наведения мостов» при первом контакте с испытуемыми. Кроме того, любой даваемый ответ «правильный».
Данные, полученные в результате применения этой методики, позволили определить отношение студентов к рефлексии; сделать вывод о том, что для каждого означает рефлексия и что она дает студенту; получить представление о студенческой группе.
В случае, если предельная смысловая характеристика имеет рефлексивные характеристики (знать, понимать, развиваться, реализоваться) и ориентирована на личность диагностируемого, то отношение к исследуемому вопросу носит личностно- значимый характер. Необходимо отметить, что в результате диагностики было выявлено, что большинство опрошенных студентов (74%) принадлежит к данной группе.
Если предельная категория ориентирована на других (учащиеся, родители, государство), то представления носят функционально- значимый характер, то есть человек хочет приобрести знания и умения в целях совершенствования и развития других. К данной группе принадлежит 26% опрошенных студентов, что позволяет сделать вывод о том, что представители данной группы не рассматривают будущую профессиональную деятельность как возможность самореализации.
Каузометрия- метод исследования субъективной картины жизненного пути, предложенная Е.И.Головахой и А.А.Кроником. Каузометрия относится к числу биографических методов и направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути.
В ходе работы со студентами мы убедились, что этот метод позволяет проследить через воспоминания путь становления индивидуальной профессиональной судьбы, проанализировать значимые этапы в жизни, обозначить наиболее важные факторы, повлиявшие на субъектов.
Необходимо отметить, что для большинства студентов педагогическая практика является единственным опытом профессиональной деятельности, так как большинство студентов не работает по специальности. Во время педагогической практики студенты сталкиваются с реальными педагогическими задачами, которые требуют анализа и решения. Как показала беседа, студенты как первого, так и второго курсов в большинстве случаев не могут достаточно четко осознать причину затруднения, а следовательно, предложить способ разрешения педагогической задачи. Необходимо отметить, что организация педагогической практики не обеспечивает достаточной тренировки анализа многообразных педагогических задач и их решений вне специальных практикоориентированых курсов. Формирование рефлексивных умений требует определенного уровня операций, который обеспечивается в результате постоянной сопряженности теоретических и практических занятий. В ходе беседы студентам было предложено сформулировать наиболее сложную, на их взгляд, педагогическую задачу, с которой они столкнулись в период педагогической практики. Ими были сформулированы следующие задачи:
Похожие статьи:
Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с
использованием ИТ на примере дисциплины «Информатика»
Определяющим фактором эффективности ИТ является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий со студентами. Эта подготовка требует решения конкретных вопросов: · отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств ИТ; · прогнозирование возможного воздействия мультимедиа на характер мышления и поведения участников образовательно ...
Практические способы формирования положительной мотивации при обучении
иностранным языкам в начальной школе
Развитие межкультурной компетенции составляет общеобразовательный аспект стратегической цели начального языкового образования. Формирования межкультурной компетенции предполагает: Воспитание у младших школьников уважения к своей и чужой культуре, открытости для других культур и чувствительности к восприятию привычного и чужого. Формирование у детей положительного отношения и готовности к общению ...