Рассмотрим предлагаемые приемы более подробно. При этом напомним, что в контексте данного исследования мы опираемся на представленную модель формирования рефлексивных умений (см. глава 1).
На первом этапе формирования рефлексивных умений у будущих учителей синтезируются все имеющиеся у них представления о профессии педагога и ее представителях. Студентам предлагалось объединиться в группы для работы, создать образ идеального учителя 21 века, дать ему название и создать акростих. В результате групповой рефлексии происходит обогащение субъектного опыта каждого студента и разложение его на отдельные рефлексивные умения.
«Портрет педагога 21 века» отражает представления студентов об идеальном педагоге: его качествах, модели поведения, отношения к профессии и людям в целом. Так, например, многие студенты представляют педагога в виде солнца, которое согревает все вокруг, к которому тянется все живое и которое может быть и суровым. Другим ближе образ корабля, берущего детей к себе на борт и не боящегося сильных ветров. Третьи предпочитают образ совы, мудрой хищной птицы.
В соответствии с образом будущие учителя составляют акростих, например:
С- светлый
О- обаятельный
Л- ласковый
Н- настойчивый
Ц- целеустремленный
Е- естественный.
Образ проектируется в соответствии с механизмом формирования рефлексивных умений в студенческой группе , после чего будущие учителя презентуют свои представления об идеальном учителе, выбирая наиболее удачный образ и комментируя свой выбор. Часто в итоге создается интегрированный образ, наделенный чертами образов различных групп студентов.
Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему. В данном случае речь идет о конкретном опыте студентов, например:
«Труд учителя тяжелый, зачастую неблагодарный, однако работа с людьми приносит глубокое удовлетворение. Мы все как представители вида запрограммированы на то, чтобы быть родителями, поэтому профессионализм педагога постоянно подвергается сомнениям, учитель вынужден постоянно поддерживать свой имидж, ему необходимо постоянное самообразование. Учителем невозможно стать внезапно, как невозможно выучить иностранный язык за три недели. Поэтому не случаен разговор о миссии учителя .»
(Магомедов.)
«Я хочу стать учителем, чтобы объяснять школьникам неправильность употребления наркотиков, родители в этом вопросе на редкость некомпетентны, поэтому я,как педагог ,должен объяснить детям все возможные последствия .»
(Гапуров.)
Для решения задач данного этапа особую важность приобретает работа с текстом, которая может осуществляться при помощи приема «Бортовой журнал», когда студенты должны определить основные идеи, выявить связи между понятиями, схематично их представить.
На втором этапе формирования рефлексивных умений будущих учителей студентам необходимо обеспечить возможность попробовать свои силы в организации педагогического взаимодействия. Студенты включаются в процесс самопознания и осознанного формирования образовательных ориентации. Для этого используется прием «Микроурок». Студенты готовят эпизод занятия, содержащий педагогическую задачу, демонстрируют, после чего следует обсуждение в группе. Студенты объединяются в группы и обсуждают увиденное, все группы отвечают на вопросы:
1) Что происходило?
2) Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).
3) Какую роль может это сыграть для моих будущих действий? (Альтернативные варианты действий, намерения).
Так, например, в одной группе студенты изобразили диалог учителя с опоздавшим школьником, когда школьник рассказывает бесконечную историю о сгоревшей у него на глазах машине, а учитель невозмутимо и внимательно слушает, а потом отправляет ученика к завучу.
Студенты получают карточки с вопросами, которые раскрывают ситуацию и помогают разработать варианты решения сформулированной педагогической задачи. Разные группы получают различные вопросы (см. таблица 4).
Похожие статьи:
Психологический и педагогический подходы к пониманию
саморазвития
Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионально ...
Протекание
Бродбент и Хаммерсли рассмотрели общую ситуацию, возникающую при случайном распространении жидкости через среду, когда абстрактные термины "жидкость" и "среда" могут быть интерпретированы в соответствии с физическим смыслом задачи. В обычных процессах диффузии случайность есть не что иное, как случайные блуждания частиц жидкости. Примером могут служить нерегулярное тепловое дв ...