Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 9

- отсутствие взаимодействия между учителями и родителями;

- возникновение конфликтов в старших классах школы;

- отсутствие дисциплины на уроках;

- отсутствие сотрудничества в классе;

- отсутствие сотрудничества среди учителей и др.

Студентам было предложено решить эти задачи. Анализ показал, что студенты не могут проанализировать задачу, сформулировать способы ее решения, не в состоянии оптимизировать затраты на ее решение. Таким образом, можно сделать вывод об уровне сформированное рефлексивных умений будущих учителей. Студенты не могут

- опираться в решении задач на свои сильные стороны;

- контролировать и проектировать свое эмоциональное состояние;

- сотрудничать.

Результаты решения сформулированных педагогических задач фиксировались в рабочей тетради преподавателя следующим образом (см. таблицу 8)-

Таблица 8

Рабочая тетрадь преподавателя

Студент

Операциональная полнота умения

Перенос вида рефлексии на другую задачу

В результате проведенной диагностики нами было выявлено состояние деятельностного критерия сформированное™ рефлексивных умений будущих учителей. Варианты решения педагогической задачи предложили 11% будущих учителей, а обосновать свой выбор сумели 9% опрошенных.

При решении педагогической задачи наибольшее затруднение у студентов вызвало:

1) Отсутствие умений работы в группе (75% опрошенных);

2) Отсутствие самостоятельности в решении задачи (89% студентов);

3) Неумение четко сформулировать свою точку зрения (37% опрошенных) (см. рис. 1).

Рис. 1

□ неумение работать в группе

■неумение самостоятельно решать задачу

■неумение сформулировать точку зрения

Типичные затруднения будущих учителей при решении педагогической задачи

Таким образом, было зафиксировано, что студенты не владеют рефлексивными умениями, не умеют рефлексировать имеющийся у них опыт, позволяющий решать педагогические задачи.

Таблица 5

Прием «Стена»

Учащиеся должны научиться делать вычисления без ошибок

Учащиеся должны научиться мыслить критически

Важно, чтобы учащиеся имели уверенность в себе

Учащиеся должны научиться писать правильно

Учащиеся должны научиться мыслить самостоятельно

Я хочу, чтобы моим ученикам было хорошо в классе

Учащиеся должны научиться планировать собственную деятельность

Учеников надо стимулировать, чтобы они приводили собственные примеры, иллюстрировали учебный материал

Я думаю, что моя задача- задавать больше вопросов, нежели давать ответов

Ученики должны научиться думать о нуждах других людей

Я хочу работать так, чтобы достижения моих учеников были наивысшими

Я хочу использовать деятельностный подход в обучении

Я хочу стимулировать размышления учеников

Я хочу развивать сотрудничество между учениками

Я хочу, чтобы учащиеся имели возможность самореализации

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Мой идеал учителя
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, к ...

Особенности методики проведения белорусских народных игр
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, являются как бы игровой прелюдией, даю ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru