Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов

Страница 9

- отсутствие взаимодействия между учителями и родителями;

- возникновение конфликтов в старших классах школы;

- отсутствие дисциплины на уроках;

- отсутствие сотрудничества в классе;

- отсутствие сотрудничества среди учителей и др.

Студентам было предложено решить эти задачи. Анализ показал, что студенты не могут проанализировать задачу, сформулировать способы ее решения, не в состоянии оптимизировать затраты на ее решение. Таким образом, можно сделать вывод об уровне сформированное рефлексивных умений будущих учителей. Студенты не могут

- опираться в решении задач на свои сильные стороны;

- контролировать и проектировать свое эмоциональное состояние;

- сотрудничать.

Результаты решения сформулированных педагогических задач фиксировались в рабочей тетради преподавателя следующим образом (см. таблицу 8)-

Таблица 8

Рабочая тетрадь преподавателя

Студент

Операциональная полнота умения

Перенос вида рефлексии на другую задачу

В результате проведенной диагностики нами было выявлено состояние деятельностного критерия сформированное™ рефлексивных умений будущих учителей. Варианты решения педагогической задачи предложили 11% будущих учителей, а обосновать свой выбор сумели 9% опрошенных.

При решении педагогической задачи наибольшее затруднение у студентов вызвало:

1) Отсутствие умений работы в группе (75% опрошенных);

2) Отсутствие самостоятельности в решении задачи (89% студентов);

3) Неумение четко сформулировать свою точку зрения (37% опрошенных) (см. рис. 1).

Рис. 1

□ неумение работать в группе

■неумение самостоятельно решать задачу

■неумение сформулировать точку зрения

Типичные затруднения будущих учителей при решении педагогической задачи

Таким образом, было зафиксировано, что студенты не владеют рефлексивными умениями, не умеют рефлексировать имеющийся у них опыт, позволяющий решать педагогические задачи.

Таблица 5

Прием «Стена»

Учащиеся должны научиться делать вычисления без ошибок

Учащиеся должны научиться мыслить критически

Важно, чтобы учащиеся имели уверенность в себе

Учащиеся должны научиться писать правильно

Учащиеся должны научиться мыслить самостоятельно

Я хочу, чтобы моим ученикам было хорошо в классе

Учащиеся должны научиться планировать собственную деятельность

Учеников надо стимулировать, чтобы они приводили собственные примеры, иллюстрировали учебный материал

Я думаю, что моя задача- задавать больше вопросов, нежели давать ответов

Ученики должны научиться думать о нуждах других людей

Я хочу работать так, чтобы достижения моих учеников были наивысшими

Я хочу использовать деятельностный подход в обучении

Я хочу стимулировать размышления учеников

Я хочу развивать сотрудничество между учениками

Я хочу, чтобы учащиеся имели возможность самореализации

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста
недоразвитие речь логопедическая ритмика Для изучения нарушений развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР необходимо глубокое знание естественного хода становления моторики, речи и психики в норме. Представленные в литературе данные по развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н ...

Из опыта работы педагогов г. Могилева
В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве? Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуют ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru