- отсутствие взаимодействия между учителями и родителями;
- возникновение конфликтов в старших классах школы;
- отсутствие дисциплины на уроках;
- отсутствие сотрудничества в классе;
- отсутствие сотрудничества среди учителей и др.
Студентам было предложено решить эти задачи. Анализ показал, что студенты не могут проанализировать задачу, сформулировать способы ее решения, не в состоянии оптимизировать затраты на ее решение. Таким образом, можно сделать вывод об уровне сформированное рефлексивных умений будущих учителей. Студенты не могут
- опираться в решении задач на свои сильные стороны;
- контролировать и проектировать свое эмоциональное состояние;
- сотрудничать.
Результаты решения сформулированных педагогических задач фиксировались в рабочей тетради преподавателя следующим образом (см. таблицу 8)-
Таблица 8
Рабочая тетрадь преподавателя
Студент |
Операциональная полнота умения |
Перенос вида рефлексии на другую задачу |
В результате проведенной диагностики нами было выявлено состояние деятельностного критерия сформированное™ рефлексивных умений будущих учителей. Варианты решения педагогической задачи предложили 11% будущих учителей, а обосновать свой выбор сумели 9% опрошенных.
При решении педагогической задачи наибольшее затруднение у студентов вызвало:
1) Отсутствие умений работы в группе (75% опрошенных);
2) Отсутствие самостоятельности в решении задачи (89% студентов);
3) Неумение четко сформулировать свою точку зрения (37% опрошенных) (см. рис. 1).
Рис. 1
□ неумение работать в группе ■неумение самостоятельно решать задачу ■неумение сформулировать точку зрения |
Типичные затруднения будущих учителей при решении педагогической задачи
Таким образом, было зафиксировано, что студенты не владеют рефлексивными умениями, не умеют рефлексировать имеющийся у них опыт, позволяющий решать педагогические задачи.
Таблица 5
Прием «Стена»
Учащиеся должны научиться делать вычисления без ошибок |
Учащиеся должны научиться мыслить критически |
Важно, чтобы учащиеся имели уверенность в себе | |
Учащиеся должны научиться писать правильно |
Учащиеся должны научиться мыслить самостоятельно |
Я хочу, чтобы моим ученикам было хорошо в классе |
Учащиеся должны научиться планировать собственную деятельность |
Учеников надо стимулировать, чтобы они приводили собственные примеры, иллюстрировали учебный материал |
Я думаю, что моя задача- задавать больше вопросов, нежели давать ответов |
Ученики должны научиться думать о нуждах других людей |
Я хочу работать так, чтобы достижения моих учеников были наивысшими |
Я хочу использовать деятельностный подход в обучении |
Я хочу стимулировать размышления учеников |
Я хочу развивать сотрудничество между учениками |
Я хочу, чтобы учащиеся имели возможность самореализации |
Похожие статьи:
Особенности психо-моторного и речевого развития у детей
дошкольного возраста
недоразвитие речь логопедическая ритмика Для изучения нарушений развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР необходимо глубокое знание естественного хода становления моторики, речи и психики в норме. Представленные в литературе данные по развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н ...
Из опыта работы педагогов г. Могилева
В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве? Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуют ...